Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет


Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина) — российское техническое высшее учебное заведение, основанное в 1886 году и специализирующееся в области электротехники.

3 июня 1886 года император Александр III утвердил Временное положение о Техническом училище[2] с трёхлетним сроком обучения. 4 сентября 1886 года состоялось открытие Технического училища Почтово-телеграфного ведомства — первого в России гражданского электротехнического учебного заведения. Инспектором Училища был назначен чиновник особых поручений при начальнике Главного управления почт и телеграфов Н. Н.Качалов. Николай Качалов руководил строительством главного здания училища (ныне корпус 1), будучи Инспектором в 1886-1895 годах, а затем Директором (Ректором) Училища в 1895-1905 годах. Качалов со своей многодетной семьёй проживал в квартире ректора в корпусе 1.

В дореволюционный период официальные названия учебного заведения и его статус менялись несколько раз:

В 1930 году в ЛЭТИ по инициативе члена-корреспондента АН СССР профессора Валентина Ивановича Коваленкова и профессора Николая Александровича Скрицкого создается специальность «телемеханика» и несколько позже кафедра автоматики и телемеханики.

В 1935 году член-корреспондент АН СССР Валентин Петрович Вологдин создал при ЛЭТИ лабораторию электротехники высоких частот[3], которая в 1947 году была преобразована в научно-исследовательский институт токов высокой частоты.

В годы Великой Отечественной войны более 1200 преподавателей, студентов, рабочих и служащих института ушли в народное ополчение и действующую армию[4]. В осаждённом Ленинграде оставалась группа учёных под руководством профессора Сергея Александровича Ринкевича. В апреле 1942 года усилиями Ринкевича при ЛЭТИ было создано Бюро научно-исследовательских работ Наркомата судостроительной промышленности СССР, выполнявшего до 1944 года специальные задания по обеспечению обороны Ленинграда. Профессор А. А. Алексеев на Ладоге организовал работы по сварке металлических конструкций причалов и судов, работавших на Дороге жизни.