Воздухоплавательный Парк


Воздухопла́вательный Парк — железнодорожный дромоним, по названию дореволюционной Воздухоплавательной команды и приданного ей Учебного воздухоплавательного парка, созданных в 1885 году на южной окраине Петербурга. Может относиться к действующим либо историческим остановочным пунктам, расположенным по соседству на двух взаимно пересекающихся железнодорожных направлениях:

Впервые «Платформа Учебного-Воздухоплавательного парка», как название официального остановочного пункта, включена в «Сборник тарифов № 890 от 25 октября 1897 года , тариф № 6327».

С 1900 года начинаются работы по перешивке первой железной дороги страны Царскосельской железной дороги на стандартную русскую колею, с последующим включением её хозяйства в состав Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, проложенной параллельно ей от Царскосельского вокзала. Поскольку первая, «царская» дорога имела чисто рекреационное назначение и не предусматривала систематическое осуществление коммерческих товарных перевозок, позднейшая Виндаво-Рыбинская дорога в начале своего появления оказалась лишена полноценных территорий для развёртывания товарной, сортировочной станции и депо.

Новые территории для развития дороги и путевого хозяйства были предоставлены только в начале XX века, за счёт частичного отчуждения земель военного ведомства в районе Ракетного полигона и Учебно-Воздухоплавательного парка. Благодаря этому удалось в северной части начать строительство товарной станции, а в восточной части приступить к строительству депо и сортировочной станции.

Новый ход линии был открыт 14 августа 1904 года. Платформа «Воздухоплавательный парк», сооружённая по ходу Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, в дальнейшем стала использоваться и в пассажирских перевозках, в то время как одноимённая платформа на перпендикулярном ходу приобрела функции путевого поста на западном разветвлении Путиловской и Соединительной ветви (аналогичную функцию на восточном разветвлении этих параллельно идущих линий выполнял открытый в 1900 году Волковский пост).

В дальнейшем при развитии в XX веке петроградского-ленинградского-петербургского узла здесь параллельно платформе стала развиваться грузовая станция, локомотивное и вагоноремонтное депо, образовавшие комплекс с близлежащей станцией Волковская. Грузовая станция изначально называлась Витебская-Сортировочная, дав современное название прилегающей Витебской Сортировочной улице. Впоследствии функции городской сортировочной станции на данном направлении в основном перешли к станции Шушары южнее по ходу Витебского проспекта. Станция у пл. Воздухоплавательный Парк получила название «Ленинград (Санкт-Петербург)-Товарный-Витебский», однако термин «Сортировочный» сохранился в названии вагонного депо и пункта отстоя электропоездов. К северу от пересечения Витебского хода с Путиловской линей до 2018 года в составе ст. Санкт-Петербург-Товарный-Витебский находился грузовой дворконтейнерный терминал площадью 30 гектаров, после 2018 года застроенный жильём.