Сансовино, Якопо


Якопо Сансовино (итал. Jacopo Sansovino, при рождении Якопо Татти; 2 июля 1486, Флоренция — 27 ноября 1570, Венеция) — итальянский скульптор и архитектор эпохи Высокого Возрождения венецианской школы.

Родился 2 июля 1486 года во Флоренции. Во Флоренции в 1500 году поступил в ученики к Андреа Сансовино, чью фамилию он впоследствии взял. Сопровождал учителя в Рим, где изучал античную скульптуру[4].

В 1505 году Якопо был нанят папой Юлием II для реставрации повреждённых статуй, найденных при раскопках античного Рима. Сансовино создал бронзовую копию скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья». В Риме Якопо Сансовино познакомился с Микеланджело, эта встреча повлияла на всё его дальнейшее творчество. В 1511 году он вернулся во Флоренцию, где начал работу над мраморной статуей Иакова Зеведеева для собора Санта-Мария-дель-Фьоре. В тот же период им была создана скульптура «Бахус и Пан» (в музее Барджелло).

Вернувшись в Рим, Якопо работал для общины флорентийцев над постройкой церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини, начатой Антонио да Сангалло. Мраморная скульптурная группа «Мадонна с младенцем», созданная Сансовино, была установлена к западу от храма Сант-Агостино.

В 1527 году Якопо, как и многие другие художники, вынужден был бежать из Рима от разграбления ландскнехтами императора Карла V (итал. Sacco di Roma). По пути во Францию он остановился в Венеции, где его приняли Тициан и Пьетро Аретино. Подряд на восстановление главного купола базилики Сан-Марко заставил его отказаться от планов возвращения во Флоренцию. Вскоре Сансовино становится главным архитектором Венецианской республики. В Венеции он остался до конца жизни.

Сансовино внёс значительный вклад в архитектуру Венеции. Под его руководством были построены здание Библиотеки Сан-Марко, Монетного двора и Лоджетта на Пьяцетте. Якопо построил несколько дворцов, в том числе Палаццо Дольфин-Манин (1536), церкви Сан-Джулиано и Сан-Франческо делла Винья, которую заканчивал Андреа Палладио. В архитектуре Библиотеки Сан-Марко на Пьяцетте Сансовино продолжил находки Палладио и продемонстрировал новые черты, предвещающие стиль барокко: дематериализацию стены с помощью больших, тесно поставленных проёмов аркад с колоннами по типу палладиева окна, статуями и обелисками на балюстраде кровли и оригинальными окнами фриза в форме горизонтального овала со сложным наличником, получившим позднее название «перла барокка»[5].