Санта-Кроче (Флоренция)


Базилика Са́нта-Кро́че (итал. Basilica di Santa Croce — «церковь Святого Креста») — базилика в центре Флоренции. Одна из самых популярных туристических достопримечательностей города. Самая крупная в мире францисканская церковь, знаменитая фресками Джотто и гробницами великих людей Италии.

Легенда гласит, что церковь была основана самим святым Франциском Ассизским. Франциск Ассизский скончался в 1226 году, а уже через два года был причислен к лику святых. К 1229 году относится упоминание о церкви, посвящённой ему. Строительство церкви на месте, ранее занятом этим зданием, было начато 12 мая 1294 года (возможно, Арнольфо ди Камбио). Финансирование строительства происходило на средства состоятельных семей Флоренции. В 1442 году церковь была освящена папой римским Евгением IV. Окна церкви украшены витражами, расширяющими её интерьер. Церковь построена в форме египетского Т-образного креста и является крупнейшим францисканским храмом Италии. Со временем были осуществлены многочисленные перестройки церкви. Во второй половине XVI века было разрушено много древних её частей. Фрески Андреа Орканьи были скрыты под алтарями работы Вазари. В архитектуре храма присутствуют готические, ренессансные и неоготические элементы. Среди построек примыкающего к церкви бывшего монастыря (ныне музея) особый интерес представляет капелла Пацци, построенная по проекту Филиппо Брунеллески. Церковь и помещения бывшего монастыря украшены множеством фресок, картин и скульптур работы Джотто, Донателло и многих других художников и скульпторов.

Стены главного алтаря расписаны фресками Аньоло Гадди (ок. 1380—1390) на тему обретения Истинного Креста[8][9]. Сюжеты фресок в основном следуют «Золотой легенде» Иакова Ворагинского и послужили образцом для множества последующих живописных циклов на данную тему.

По словам Вазари, на последней фреске Аньоло Гадди изобразил самого себя, в образе мужчины с бородкой в красном плаще с капюшоном у правого края фрески (фото).

На этой же фреске имеется и ряд других тщательно выписанных лиц с отчетливой индивидуальной характеристикой, которые предположительно трактуют как портреты отца Аньоло — Таддео Гадди (фото) и членов семейства Альберти  (англ.), заказчиков росписи (фото).

На других фресках особой тонкостью и красотой письма выделяются, в частности, лица главных женских персонажей — царицы Савской (фото) и святой Елены (фото).