Санта-Мария-делла-Виттория


Санта-Мария-делла-Виттория (итал. Santa Maria della Vittoria) — Церковь Святой Марии Победы — небольшая церковь в центре Рима, недалеко от Квиринальского дворца и площади Четырёх фонтанов, рядом с церковью Санта-Сузанна. Освящена с титулом малой базилики (Minor Basilica)[2]. Известна скульптурной группой «Экстаз святой Терезы» капеллы Корнаро, работы Дж. Л. Бернини, которая считается апогеем искусства итальянского барокко.

Первая церковь на этом месте была освящена в честь святого апостола Павла. Однако после победы Католической лиги в битве на Белой горе близ Праги над протестантами 8 ноября 1620 года церковь переименовали в честь Девы Марии. Изображение «Мадонны Победоносной» (Madonna della Vittoria) с этого времени часто появлялось на алтарных картинах в римских храмах. Святую Деву обычно изображают в небесах, в окружении ангелов, внизу — войска или армады кораблей. В другом иконографическом варианте Мадонну показывают сидящей на троне в окружении полководцев, среди которых император Максимилиан I Габсбург. Согласно легенде, армейский капеллан П. Доменико, монах ордена кармелитов, в решающий момент битвы под Прагой вышел вперёд с иконой Девы Марии в руках и «ослепил» протестантов, обратившихся после этого в бегство[3]. Это знаменательное событие послужило поводом для освящения в 1622 году церкви в Риме в честь «Мадонны Победоносной», а затем и многих других храмов католического мира[4]. Икону торжественно перенесли в Рим и установили в алтаре церкви, которая и получила новое название, римляне именуют её сокращённо: La Vittoria[5]. С 1608 года церковь принадлежала ордену «босоногих кармелитов». В 1624 году финансирование строительства взял на себя куриальный кардинал, племянник папы римского Павла V, Шипионе Боргезе. За это он получил для своей коллекции от монахов-кармелитов античную скульптуру спящего Гермафродита, обнаруженную в 1608 году на территории церкви во время раскопок при строительстве фундамента (ныне хранится в парижском Лувре). Через два года строительство было завершено, однако оформление интерьера продолжалось до конца XVII века. После пожара 1833 года потребовалась значительная реставрация храма.

В 1608—1620 годах церковь строили по проекту архитектора римского барокко Карло Мадерна. Главный фасад (1624—1626) проектировал ученик Мадерны, архитектор Дж. Б. Сориа. Как и фасад соседней церкви Санта-Сузанна, он выстроен согласно канону «стиля контрреформации», или «стиля иезуитов» (трентино), который стал обязательным для малых конгрегационных церквей после постановлений Тридентского собора. Канонический образец такого стиля был дан в соборной церкви ордена иезуитов в Риме — Иль-Джезу («Во имя Иисуса») и в другой церкви иезуитов в Риме — Сант-Иньяцио.