Саргам


В индийской классической музыке традиции Хиндустани саргам — аналог звукоряда в западной музыке. Назван по названиям нот: са, ре, га, ма, па, дха, ни.

Полные названия нот: саджа, ришабх, гандхар, мадхьям, панчам, дхаиват и нишад
(лат. транслит. с санскр.: shadja, rishabh, gandhar, madhyam, pancham, dhaivat и nishad).

Бемоль обозначают словом «комаль», диез — «тивра». Но используются эти понятия иначе, чем в западной музыке: суры Са и Па не могут иметь диез и бемоль — они «чистые» (шуддха), суры Ре, Га, Дха и Ни могут иметь бемоль, а сура Ма может иметь диез. Таким образом, октава будет выглядеть так: Са, комаль Ре, Ре, комаль Га, Га, Ма, тивра Ма, Па, комаль Дха, Дха, комаль Ни, Ни, Са (следующей октавы).

Первая сура саргама жестко не зафиксирована (в отличие от западной музыкальной системы), её высота зависит от музыкального инструмента или голоса исполнителя, остальные суры подстраиваются под Са. Первая октава также не зафиксирована и выбирается индивидуально. При переводе из саргама в западную нотную запись суру Са чаще всего принимают за ноту до.

Также отличает саргам от западной октавы то, что интервалы между сурами неодинаковы, и, к тому же, могут отличаться в разных традициях. Интервал между одной и той же сурой разных октав делится на 22 почти равных частотных интервала — шрути, а частотные интервалы между сурами составляются из этих шрути. При этом, к примеру, в системе тамиж палаияж (tamizh paalaiyaazh) между Са и Ре располагается 4 шрути, а между Ре и Га — 3 шрути, что делает звучание индийских инструментов «расстроенным» для западного уха.

В такой записи комаль, тивра и шуддха указываются строчными и прописными буквами, при этом действует правило: если у суры есть комаль, то комаль указывается строчной буквой, а шуддха — прописной, если же есть тивра, то она обозначается прописной, а шуддха — строчной. Таким образом, строчная буква в нотном стане всегда ниже, чем прописная.