Свадебный марш (фильм)


«Свадебный марш» (англ. The Wedding March) — американский художественный фильм Эриха фон Штрогейма, автора сценария, режиссёра и исполнителя главной роли. Фильм создан на киностудии «Парамаунт» в 1928 году; включён в Национальный реестр фильмов.

Работу над новым замыслом Эрих фон Штрогейм начал сразу после своего перехода из «Метро-Голдвин-Мейер» на «Парамаунт»; в апреле 1926 года он закончил сценарий объёмом в 154 страницы; однако известная версия фильма охватывает лишь первые 67: из-за большой протяжённости фильм был разделён на две части (из которых каждая, в свою очередь, также подверглась сокращению) — «Свадебный марш» и «Медовый месяц» (The Honeymoon)[1], но вторая часть дилогии считается утерянной: копия фильма, сгоревшая во Франции в 1957 году, предположительно была единственной[2]. В режиссёрском замысле название «Свадебный марш» относилось ко всей истории: в самом начале её герой Штрогейма обещал матери, что скоро она услышит свадебный марш, в финале — бравурная военная музыка становилась его «свадебным маршем», а церковная органная — «свадебным маршем» его возлюбленной[3].

Поскольку для самого Штрогейма многие требования продюсеров оказались неприемлемыми, фильмы сокращали другие режиссёры, в том числе Джозеф фон Штернберг. Уже в 50-х годах Штрогейму удалось частично восстановить первоначальную версию «Свадебного марша»[4].

В фильме, который режиссёр посвятил «всем истинно любящим», воплотились отчасти реальные воспоминания о молодости в родной Вене, но в ещё большей степени — «мечты» Штрогейма, поскольку главный его герой, кавалерийский офицер и аристократ, — именно тот, кем Штрогейм, сочинивший свою биографию, хотел быть, но никогда не был.

Не любивший работать со «звёздами» (хотя многие актёры именно в его фильмах сыграли свои звёздные роли), Штрогейм в свой седьмой по счёту фильм пригласил в основном тех артистов, которых хорошо знал: с Сейзу Питтс он уже работал «Алчности», с Мод Джордж сотрудничал постоянно, начиная со второго своего фильма, «Отмычка дьявола» (1920), и только в «Алчности» для неё не нашлось подходящей роли; Чезаре Гравина снимался у Штрогейма и в «Глупых жёнах» (1922), и в «Карусели», и в «Алчности», а Дэйл Фуллер — во всех фильмах начиная «Глупых жён». Сам Штрогейм, преуспевший в ролях мелких и более крупных негодяев, как в чужих, так и в собственных ранних фильмах, впервые сыграл героя, который, при всей своей неоднозначности, этого звания не заслуживает.