Сверхценная идея


Сверхце́нная иде́я, сверхце́нная мы́сль, или переоце́ниваемая иде́я[1] — психиатрический термин, обозначающий суждение, которое возникает в результате реальных обстоятельств и выводимо из личности[2], её установок, но сопровождается неиссякаемым эмоциональным напряжением и преобладает в сознании над всеми остальными суждениями. Человека охватывает чрезмерная одержимость в достижении какой-либо цели.

Сверхценные идеи следует отличать от сверхценного бреда и паранойяльного бреда[2], от бредоподобных идей (отличие — в отсутствии изменённого эмоционального фона)[3] и от навязчивых идей  (англ.) (отличие — в тесной связи с личностью и эгосинтонности)[3].

Понятие «сверхценной идеи» было введено в 1900 году немецким психиатром Карлом Вернике[4]. В своих работах Вернике отталкивался от работ французских психиатров об идеях фикс (фр. idées fixes) и был первым, кто отделил сверхценные идеи от навязчивых и бредовых мыслей[4].

Термин «идея фикс» введён в употребление Пьером Жане (1859—1947). В него включались все случаи, при которых у индивидуумов при в целом разумных действиях и адекватном поведении появлялись единичные иррациональные идеи, не поддающиеся переубеждению путём убедительных разумных объяснений и логической аргументации[1][5]. В настоящее время этот термин устарел и употребляется редко[1].

Сверхценности всегда обладают сильно выраженной эмоциональной составляющей и тем, что переживаются они как нечто глубоко личностное (а значит, психическая самозащита от них невозможна).

В такое широкое понимание сверхценности попадают тревожная мнительность, болезненные сомнения, некоторые виды бреда[источник не указан 2814 дней]. Сверхценные идеи занимают в сознании доминирующее положение, воспринимаются самим человеком как вполне обоснованные, что побуждает человека активно бороться за реализацию этих идей. Такие идеи принимают форму гипертрофированной, болезненной убеждённости в чём-либо. В отличие от бреда, эта убеждённость всегда имеет под собой реальные факты, которые переоцениваются, сверхоцениваются (ревность, любовь, изобретательство и др.). Окружающие, скептически относящиеся к сверхценным идеям больного или пытающиеся критиковать их, расцениваются больным, в лучшем случае, как заблуждающиеся, в худшем — как враги.