Свободное кино


«Свободное кино» (англ. Free Cinema) — движение в документальном кинематографе Великобритании, сформировавшееся к середине 1950-х годов. Название отражает стремление участников движения создавать фильмы вне рамок коммерческой киноиндустрии, использовать экспериментальные подходы и обращаться к социальной проблематике.

Начало движению было положено в 1956 году, когда четыре молодых режиссёра — Линдсей Андерсон, Карел Рейш, Тони Ричардсон и Лоренца Маццетти, испытывавшие трудности с прокатом, решили объединить усилия и устроить совместный показ своих работ. Хотя все ленты были созданы независимо, у них было много общего, поэтому было решено выпустить совместный манифест, в котором излагались идеи, положенные в основу показа. Термин «Свободное кино» был придуман Андерсоном. Благодаря этой подготовительной деятельности кинопрограмма, продемонстрированная 5—8 февраля 1956 года в Национальном кинотеатре в Лондоне, привлекла внимание прессы и имела успех у зрителей. В следующие три года прошло ещё пять показов.

Движение «Свободное кино» положило начало новому подходу к созданию документальных фильмов, резко порвав с доминировавшей традицией. Молодые режиссёры объявили своей целью обращение к повседневности, к показу будней простых людей из рабочего класса в противоположность мейнстриму с его классовыми стереотипами. В то же время они выражали веру в право режиссёра на выражение своих личных взглядов, утверждая, что «ни один фильм не может быть слишком личным». Другим фактором, объединявшим ленты, выпущенные в рамках движения, была их независимость от киноиндустрии, что обусловило необходимость работать с простейшей техникой (обычно 16-мм камеры) и зачастую на голом энтузиазме. Финансовую поддержку созданию шести фильмов оказал Фонд экспериментального кино при Британском киноинституте, ещё несколько проектов спонсировала компания Ford Motor Company. Общие стилистические черты фильмов движения включают небольшую длительность, чёрно-белую плёнку и ручные камеры, почти полное отсутствие закадрового комментария, импрессионистский подход к использованию звука и монтажа. Эта эстетика обуславливалась не только наличными техническими возможностями и ограниченностью финансирования, но и стремлением выйти за пределы студии, на улицы современной Британии.