Связи с общественностью


Свя́зи с обще́ственностью, PR (англ. Public Relations — публичные отношения, связи с общественностью, отношения с общественностью, общественные связи, общественное взаимодействие; сокращённо: PR — пи-ар) — технологии создания и внедрения при общественно-экономических и политических системах конкуренции образа объекта (идеи, товара, услуги, персоналии, организации — фирмы, бренда) в ценностный ряд социальной группы, с целью закрепления этого образа как идеального и необходимого в жизни. В широком смысле — управление общественным мнением, выстраивание взаимоотношений общества и государственных органов или коммерческих структур, в том числе для объективного осмысления социальных, политических или экономических процессов.

Как и в любой деятельности связанной с коммуникацией, в пиар есть объект и субъект. В своей работе «Паблик рилейшнз в системе социального управления» М. А. Шишкина[значимость факта?] вводит следующие определения:

Исторически пропаганда и связи с общественностью начинали развиваться как одно и то же. По этой причине связи с общественностью нередко приравниваются к пропаганде. В последующем связи с общественностью ассоциировались с этичными практиками налаживания связей с общественностью, в то время как пропаганда — с неэтичными практиками, больше свойственными тоталитарным режимам. Тем не менее, компании часто прибегают к пропаганде, выходя за рамки связей с общественностью, для достижения своих целей[2].

Связи с общественностью — специализированная деятельность релайтеров (PR-менов и PR-вумен) — специалистов в интересах персоналий и корпораций, государственных учреждений, благотворительных фондов и торговых объединений по созданию благоприятного имиджа организации, её представителей, конкретной личности, продукта или идеи в глазах общественности и социальных групп: акционеров, финансовых кругов, служащих компаний и учреждений, реальных или потенциальных клиентов, а также членов муниципальных, окружных, штатных и федеральных законодательных органов. Эта деятельность чаще всего осуществляется путём предоставления в распоряжение прессы, телевидения и радио соответствующей информации, на которую серьёзно полагаются и рассчитывают многочисленные местные издания (газеты и журналы, местные радио- и телевизионные станции).

Понятие «Связи с общественностью» тесно связано с такими понятиями как реклама, пропаганда, журналистика, агитация, маркетинг, корпоративные коммуникации и менеджмент. С понятиями манипуляция и пропаганда PR связан лишь косвенно, поскольку по декларируемому определению является инструментом осознанного диалога двух равных субъектов. Тем не менее некоторые тесно связывают эти понятия ввиду реалий 1990-х годов и ошибок в трактовке.

Между специалистами по связям с общественностью зачастую возникают разногласия: включать ли в сферу PR понятие «чёрный PR».


Проведение конференций — один из подходов, используемых в связях с общественностью.
Современный английский глашатай (street crier) из Девона (Великобритания). 2010 г.
Бывший помощник президента США по связям[en] Дженнифер Псаки на встрече с журналистами в 2015 году
Пресс-секретарь президента Российской Федерации Дмитрий Сергеевич Песков