Святая Русь


Свята́я Русь — в русских литературе, фольклоре, поэзии, просторечии и красноречии[1][2][3][4], русская земля, избранная Богом для спасения и просвещённая православной верой, и метафизическое пространство, союз православных христиан с центром в Небесном Иерусалиме. Среди иных пространств Святую Русь выделяет не география, не государственность и не этническая принадлежность, а православие[5][6][7][8].

Парафразами того же дискурса являются представления о «Руси — Новом Израиле», «Руси — третьем Риме», «Руси — православном царстве» и др.[7][5] Выражение Святая Русьсвятыя и великиа Росиа», «святорусская земля» и др.) известно с XVI века, но дискурс о святости Руси появился в русском обиходе раньше. С начала XVII века понятие Святой Руси присутствует в фольклорном сознании. В XVIII—XIX веках Святая Русь становится также одним из топосов русского фольклора[5]. В народном мировоззрении земная, преходящая Русь преобразуется в Русь вечную и неизменную, Царство Христово, Небесный Иерусалим. Русский народ рассматривается как люди Святой Руси, то есть народ Божий[9]. Позднее атрибут святости, относимый средневековым христианским сознанием к Церкви, переносится на страну и «нацию» (протонацию)[5]. Святая Русь известна и в украинском фольклоре[5].

По мнению филолога и культуролога С. С. Аверинцева, за терминами святая Русь и земля святорусская не стоит национальная идея. Святая Русь не имеет локальных признаков. Это почти космическая категория, вмещающая ветхозаветный Эдем, евангельскую Палестину и весь мир, находящийся под знаком истинной веры, в том числе рай[10]. Согласно историку-слависту М. В. Дмитриеву, полных аналогов дискурсам о Святой Руси в западнохристианских культурах нет[5].

В начале XIX века понятие «Святая Русь» получило также патриотическое и политическое измерение[9]. Понятие приобретает сугубо локальное значение: Россия[6]. В начале XX века «Святая Русь» отразилась в русской церковной гимнографии.

Первой научной работой, которая была специально посвящена теме Святой Руси, стала статья А. В. Соловьёва (1927), считавшего, что выражение «Святой Руси» впервые появляется в сочинениях Андрея Курбского. Соловьёвым были собраны сведения о литературных текстах, упоминающих «Святую Русь»[11]. В 1950-е годы Соловьёв написал на ту же тему небольшую заметку[12]. М. Чернявский рассматривал представления, связанные со Святой Русью, в контексте реконструированного им дуального противопоставления «мифа царя» и «мифа народа», которое, по его мнению, стало структурой русской культуры в эпоху Ивана Грозного[13]. Известна статья С. С. Аверинцева (1991)[10]. Ряд замечаний об этом понятии включает работа Г. П. Федотова[коммент. 1], которому была неизвестна статья Соловьёва[5]. Темы касаются статьи А. Кореневского[15], М. Ю. Савельевой[16], Ф. Кэмпфера[17], Р. Прайса[18]. В. Лепахин посвятил «Святой Руси» ряд религиозно-культурологических статей. Концепция Святой Руси исследована в работах М. В. Дмитриева[5].