Святая земля


Свята́я земля́ (ивр. אֶרֶץ הַקֹּדֶשׁ‎, Эрец ха-Кодеш; лат. Terra Sancta; др.-греч. Ἅγῐοι Τόποι; церк.-слав. Ст҃а́ѧ землѧ̀; араб. اَلْأَرْض اَلْمُقَدَّسَة‎, ’аль-’Ард̣ ’аль-Мук̣аддаса) — территория, расположенная примерно между Средиземным морем и восточным берегом реки Иордан. Традиционно это синоним как библейской Земли Израильской, так и исторической Палестины. Термин «Святая земля» обычно относится к территории, примерно соответствующей современному Израилю, палестинским территориям, западной Иордании, частям южного Ливана и юго-западной Сирии. Иудеи, христиане и мусульмане считают эту землю святой.

В иудаизме и библейской истории термин «Земля Израильская» используется как наименование Земли обетованной, то есть обещанной Богом всем двенадцати коленам Израилевым, где имеют силу все 613 заповедей, в том числе многие, не применявшиеся вне её (например, связанные с храмовой службой или субботним годом). Израиль (יִשְׂרָאֵל‎, Исраэ́ль) — имя, данное библейскому патриарху Иакову, также означает еврейский народ (то есть общность потомков Иакова, где бы они ни жили), а также Израильское царство и, после его раскола — название северного Израильского царства (в отличие от южного царства — Иудеи).

Святая земля — общее европейское наименование Иерусалима и окружающих его территорий. Географически отождествляется с Палестиной. Название возникло из-за размещения на этих землях основных христианских святынь, которые являлись следами проходивших здесь событий священной (библейской) истории или были как-то с ними связаны (например: Гефсиманский сад, Голгофа и так далее).

До крестовых походов единственными обладателями Святых мест являлись церковные общины Востока — греко-православная, грузинская, армянская, сирийско-якобитская, коптская и абиссинская; после крестовых походов Святые места перешли в управление Римско-католической церкви (латинян).

Когда в 1187 году Иерусалим вновь был занят мусульманами, султан Саладин овладел как ключами Гроба Господня, так и прочими Святыми местами, и лишь впоследствии постепенно удалось латинянам и грекам, пользуясь благоприятными обстоятельствами, получить право владения Святыми местами.

В 1230 году папа Григорий IX назначил францисканцев стражами Святых мест. С XVI века Франция стала защитницей римско-католической церкви на Востоке и добилась от Порты подтверждения прав францисканцев на владение Святыми местами. Между латинянами и греками с давних пор происходило соперничество по поводу различных льгот и преимуществ, которыми пользовались последователи обоих исповеданий при посещении Святых мест. Их споры затрудняли Порту, которая решала дела то в пользу одной, то в пользу другой стороны и часто вызывала неудовольствие обеих.