Святая инквизиция


Свята́я инквизи́ция (лат. Inquisitio Haereticae Pravitatis Sanctum Officium — «святой отдел расследований еретической греховности») — общее название ряда учреждений Католической церкви, предназначенных для борьбы с ересью.

Слово «инквизиция» в Российской империи со времен Петра I означало «следствие с применением пыток», вероятно заимствовано из польск. inkwizycja, которое произошло от лат. inquīsītiō — «разыскание»[1]. Термин был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием и означал выяснение обстоятельств дела, расследование, обычно путём допросов. Со временем под инквизицией стали понимать духовные суды над антихристианскими ересями[2].

В XII веке с подачи римского папы Луция III в обиход вошло понятие от inquisitio hereticae piavitatis, под которым понимали розыск людей, замеченных в антихристианской ереси (скверне).

Раннее христианство и христианская Церковь страдали как от внешнего врага — римских императоров, так и от внутренних раздоров, опиравшихся на теологические разногласия: различные толкования священных текстов, на признании или непризнании отдельных текстов священными и так далее.

Отражением одной из стадий внутренней борьбы был, видимо, «Иерусалимский собор», упоминаемый в главе 15 Деяний святых апостолов, а также множество случаев, когда апостол Павел защищал собственное апостольское служение, убеждал христиан опасаться ложных пастырей или чего-либо противоречащего тому, что проповедовал он. Аналогичные призывы содержатся в посланиях Иоанна и в Послании к Евреям, а также в Откровении Иоанна Богослова.

Начиная со II века христианские лидеры (епископы и местные синоды), пользуясь вышеприведёнными источниками, обличали некоторых богословов как еретиков и определяли доктрину христианства более ясно, стараясь избежать ошибок и разночтений. В связи с этим ортодоксальности (греч. ὀρθοδοξία — правильная точка зрения) стали противопоставлять ересь (греч. αἵρεσις — выбор; подразумевается, что ошибочный).