Свято-Николаевский собор (Полоцк)


Свято-Николаевский собор — взорванный в 1964 году памятник виленского барокко, находившийся в Полоцке. До 1820 года — католическая церковь святого Стефана иезуитского коллегиума. С 1820 по 1830 принадлежал пиарам, потом был переделан в православный храм.

Во время Ливонской войны Полоцк в 1563—1579 годах занимали русские войска. В 1579 году после упорной осады город взял Стефан Баторий. В 1580 году он пригласил в город иезуитов, в числе которых был известный проповедник П. Скарга. Иезуитам было передано большинство православных церквей и монастырей с их имуществом.

Первый иезуитский храм был деревянным. Строительство велось под началом уроженца Мазовии Валенты Будака. Принимал участие в строительстве и архитектор из Восточной Пруссии Освальд Крюгер[1].

После взятия Полоцка (1663) войсками царя Алексей Михайловича «православные жители города и духовенство разобрали иезиутский костёл и из добытого материала выстроили двор для владыки». В 1733 году иезуиты приступили к постройке постоянного каменного храма. В 1733—1735 гг. строительство велось под началом уроженца Вармии архитектора Казимира Мателаковского (1671—1740), каменные стены на ранее заложенном фундаменте возводил немецкий каменных дел мастер Бенедикт Месмер[2].

В своём окончательном виде храм святого Стефана был освящен 16 августа 1745 года. В 1820 году иезуиты были удалены из Российской империи. Церковь в 1822 году передана монахам ордена пиаров, а после 1830 года — православной церкви.

Католическая церковь Святого Стефана — купольная двухбашенная базилика. Храм был спроектирован по оси симметрии центральной площади, замыкая перспективу главной Витебской улицы (правая сторона современного проспекта Ф. Скорины). Имея традиционный базиликальный план, он венчался куполом на высоком барабане. Внешнее архитектурное оформление храма было сдержанным. Однако размеры сооружения (24 x 47 м в плане) и строгие пропорции придавали храму выразительность, устремленность ввысь. Степень декоративной насыщенности увеличивается в направлении к верху вместе с уменьшением размеров архитектурных элементов.