Парк чудищ


«Парк чудищ», или «Священная роща» (итал. Parco dei Mostri, Sacro Bosco)[6] — названия причудливого парка на вилле Меравилье (Villa delle Meraviglie) в городке Бомарцо, в 21 км к северо-востоку от Витербо (Лацио). Представляет собой архитектурно-парковый ансамбль в долине у подножия замка семьи Орсини, разновидность маньеристского парка «с сюрпризами». Парк украшают около тридцати скульптур и разного рода фантастических сооружений.

Парк площадью около 2 км² сооружен по замыслу князя Пьера Франческо, или Вичино, Орсини (1552—1585), прожившим короткую жизнь и посвятившим парк своей жене Джулии Фарнезе, дочери Галеаццо Фарнезе (герцога Латерского), умершей в 1564 году (не путать с одноимённой возлюбленной папы Александра VI).

Строительство началось в 1548 году, а завершилось в 1580 году. Парк был спроектирован архитектором Пирро Лигорио, автором ансамбля виллы д’Эсте в Тиволи, Джакомо да Виньола и другими. Сам хозяин называл своё творение «Парком чудищ», или «Священной рощей». Возведённый в парке Храм был посвящён памяти жены Вичино Орсини.

Первое упоминание о парке содержится в письме поэта Аннибале Каро (1564). Тогда парк назывался «Священной рощей», название «Сад чудищ» закрепилось в XX в., когда после нескольких столетий забвения парк был отреставрирован приобретшим его семейством Беттини при поддержке Института истории и архитектуры Рима и Французской академии в Риме, а затем заново открыт для публики в 1954 году.

В парке находятся скульптуры, идея и эстетика которых связана не только с причудами искусства итальянского маньеризма, но также с традициями так называемого «сельского стиля» (итал. stile rustico — простой, грубый, деревенский). Этот стиль проявился главным образом в архитектуре загородных вилл, садово-парковом искусстве, декоративной скульптуре. Мастера этого течения в поисках наибольшей выразительности, необычности и органичной связи с окружающей природой насыщали формы динамикой, экспрессией, уподобляя их природным, органическим образованиям, стилизуя архитектурные объёмы под скалы, гроты, пещеры, а статуи, делая их из грубого материала — известняка, цемента, — как бы поросшими мхом или растрескавшимися от времени. Один из терминов «сельского стиля» — каверна (лат. caverna — пещера, ложбина), «неожиданный пропуск, провал в композиции, контраст форм, пространственный разрыв»[7].