Сдача Бреды


«Сдача Бреды» (исп. La rendición de Breda), или «Копья» (Las lanzas), — картина Диего Веласкеса, написанная в 1634—1635 гг. Изображает сцену передачи ключей голландского города Бреды его губернатором Юстином Нассауским главнокомандующему испанских войск Амброзио Спиноле 5 июня 1625 года. Второе название полотна — «Копья» — обусловлено тем, что почти четверть холста занимает изображение копий испанской армии, составляющее важную часть композиции. Картина находится в Прадо.

«Сдача Бреды» — одно из двенадцати батальных полотен, созданных для увековечения памяти о победах войск Филиппа IV. Все они предназначались для зала королевств[es] во дворце Буэн-Ретиро.[2] Рядом с ними был размещён другой цикл — картины Франсиско де Сурбарана, изображающие десять подвигов Геракла, а также конные портреты трёх поколений правящей королевской семьи: Филиппа III и его супруги Маргариты Австрийской, Филиппа IV и Изабеллы Бурбонской, а также принца Бальтазара Карлоса, выполненные Веласкесом и художниками его мастерской. Эти произведения должны были символизировать славу и непобедимость испанских Габсбургов.

Сцене передачи ключа от крепости, изображённой на полотне, предшествовала многомесячная (28 августа 1624 — 2 июня 1625) осада города испанскими войсками под командованием Амброзио Спинолы. В Восьмидесятилетней войне Испания боролась за сохранение власти Габсбургов над испанскими Нидерландами, протестантская часть которых отделилась от испанской короны, создав Утрехтскую унию. Амброзио Спинола, используя паузу, возникшую в Тридцатилетней войне, осадил крепость. Осада Бреды была с военной точки зрения крайне рискованным и абсолютно бесполезным предприятием, основной целью которого являлось поднятие духа войск, но с политической точки зрения имела большой эффект. Вся Европа пристально следила за развитием событий под Бредой.

Веласкес в деталях изображает множество людей, деля композицию на две части, на заднем плане происходит битва[3]. Капитуляция изображена на переднем плане, а основные действующие лица помещены в центре. Фокус композиции находится на переднем плане, где показана передача ключа от города, а дымчатое небо позади свидетельствует о разрушении и смерти.

На картине изображено множество испанских солдат и небольшое количество голландских, голландское оружие, похоже, было уничтожено, брошено или сдано в результате битв. Напротив, победители испанцы стоят перед массой вертикальных копий, изображённых в правой части картины. Хосе Ортега-и-Гассет назвал эти копья «основой всей картины и в значительной мере ответственными за впечатление спокойствия, пронизывающее эту по существу живую сцену»[4]. Использованные Веласкесом приёмы и эффекты подтверждают, что «Сдача Бреды» является одной из лучших его работ[5].