Себестоимость реализованной продукции


Себестоимость реализованной продукции (или себестоимость проданных товаров) представляет собой балансовую стоимость товаров, реализованных в течение определенного периода.

Затраты соотносятся с определенной продукцией с использованием одним из нескольких методов, включая методов списания стоимости (оценки себестоимости), таких как FIFO или на основе средней стоимости. Затраты включают все затраты на приобретение, переработку и прочие затраты, понесенные в связи с доведением запасов до их нынешнего местоположения и состояния. Затраты на товары, произведенные предприятием, включают материалы, рабочую силу и распределенные накладные расходы[1]. Стоимость нереализованных товаров переносятся на будущие периоды как себестоимость запасов до тех пор, пока эти запасы не будут реализованы или списаны в счет стоимости.

Большинство предприятий реализуют приобретенную либо произведенную ими продукцию. При приобретении либо производстве товаров, связанные с этим затраты относятся на счет капитала как часть запасов товаров (или товарно-материальных запасов)[2]. Эти расходы учитываются в качестве затрат в том периоде, в котором предприятие признает доход от продажи товаров[3].

Определение (оценка) затрат требует ведения учета приобретенных товаров или материалов, а также любых скидок на приобретение. Кроме того, в случае, если продукция видоизменяется[4], то предприятие должно определить затраты, понесенные им при видоизменении товаров. Такие затраты на видоизменение включают оплату труда, вспомогательные материалы, затраты на надзор, контроль качества и использование оборудования. Принципы оценки затрат довольно легко поддаются определению, но их применение на практике часто затруднено из-за множества соображений при распределении затрат[5].

Себестоимость проданных товаров также может отражать корректировки. К возможным корректировкам относятся снижение стоимости товаров (то есть рыночная стоимость ниже себестоимости), устаревание, повреждение и т. д.

При приобретении либо производстве нескольких продукций, может возникнуть необходимость соотнесения затрат на эти товары. Это осуществляется при помощи различных методов списания стоимости материалов (или товарно-материальных запасов), таких как FIFO или на основе средней стоимости. В некоторых странах могут использоваться альтернативные методы, такие как LIFO, метод валовой прибыли (англ. gross profit method), метод розничного учета (англ. retail method) или их сочетание.