Севери, Томас


То́мас Се́вери (англ. Thomas Savery; 16501715) — английский механик и изобретатель. Один из создателей первого теплового (парового) двигателя.

F.R.S. (Fellow of the Royal Society) — Член Королевского общества (английской академии наук). Скончался в мае 1715 в Лондоне. 2 июля 1698 Севери запатентовал первый паровой двигатель, «новое изобретение для подъёма воды для всех видов мельниц с помощью двигательной силы огня, будет иметь большое использование и преимущества». Он показал его в Лондонском королевском обществе 14 июня 1699. Патент не содержал иллюстрации или даже описания, но в 1702 Севери описал машину в своей книге «Друг шахтера, или двигатель для подъёма воды огнём», [ 3 ] в которой он утверждал, что он может откачивать воду из шахт.

Машина Севери — это паровой насос, а не двигатель: в нём не было цилиндра с поршнем, который при своем перемещении приводил бы что-то в движение. Самое важное в этом устройстве было то, что пар для работы насоса образовывался в отдельном котле. Происходило это так. В котле, который непрерывно топили, образовывался пар. Открывая кран на трубе, можно было впускать пар в насосный резервуар. От него отходили две трубы: одна (всасывающая) опускалась в шахту, другая (нагнетательная) проходила в сточный жёлоб.

Когда в резервуар пускали пар, он начинал выталкивать имеющуюся в нём воду по нагнетательной трубе в сточный жёлоб. Главным недостатком конструкции, снижавшим её эффективность, было то, что поступающий в резервуар пар, контактировал с холодной водой из шахты(<100°C) при этом по принципу холодной стенки мгновенно конденсируясь, нагревая шахтную воду, и не совершая работы пока поверхностный слой не прогревался до 100°С, эффективность устройства была бы повышена если б на поверхности воды плавал разделительный теплоизолирующий круг(скажем деревянный), быстро нагреваемый паром независимо от температуры выталкиваемой воды. Благодаря такому решению, описанный недостаток отсутствовал в машине Д.Папена, однако в ней отсутствовал высокоэффективный такт конденсации пара. Затем подачу пара прекращали и по специальной трубке впускали в резервуар холодную воду. Пар конденсировался, превращаясь в воду, и занимал небольшой объём, то есть в резервуаре образовалось пониженное давление. Вода шахты вытеснялась атмосферным давлением, направлялась по всасывающей трубе в «пустой» резервуар. На всасывающей и нагнетательных трубах были установлены клапаны, пропускали воду только из шахты в резервуар и из резервуара в сточный жёлоб, в обратном же направлении они воду не пропускали.

Севери довольно осторожно относился к тому, насколько мощным был его насос, и был первым, кто использовал термин «лошадиная сила» . У насоса Севери были серьёзные недостатки: он был маломощным, «съедал» во время работы очень много топлива, работал прерывисто — вода откачивалось отдельными порциями. Его нельзя было использовать как универсальный двигатель для привода различных машин и механизмов, так как они в большинстве своем работают непрерывно. Тем не менее установка Севери помогла изобретателям воспринять простую мысль, что в паровых машинах следует пользоваться паром из отдельного котла.

2 июля 1698 года получил первый в мире королевский патент на «новое изобретение для подъёма воды и создания движения на любом заводе посредством движущей силы огня, которое будет иметь большое применение и преимущество для осушения шахт, снабжения городов водой, и для работы любых заводов при отсутствии водных потоков или постоянно дующих ветров; сроком на 14 лет; на обычных условиях», другими словами, на паровой насос, который он сам называл «fire engine» — огневой двигатель.