Северный речной вокзал


Се́верный речно́й вокза́л — один из двух речных вокзалов Москвы (вместе с Южным), ранее Хи́мкинский речно́й вокза́л.

Это главное здание комплекса сооружений канала Москва-Волга (в настоящее время канал имени Москвы). Здание является выдающимся образцом архитектурного направления «сталинский ампир» и памятником архитектуры регионального значения. Находится на территории Северного административного округа города Москва, по адресу: Ленинградское шоссе, дом № 51, на берегу Химкинского водохранилища, и окружено большим парком. Высота здания со шпилем 75 метров, длина по фасаду 150 метров, длина шпиля 27 метров[1].

Строительство вокзала началось весной 1933 года, одновременно с работами над каналом Москва-Волга, и продолжалось четыре года и восемь месяцев. В строительстве вокзала, как и при сооружении канала, использовался труд заключенных Дмитровлага[2][3]. Само здание и прилегающие к нему причалы и грузовой порт были построены на сухом месте, до заполнения водохранилища[4]. Химкинский речной вокзал стал на тот момент двенадцатым вокзалом в Москве[5], однако опыта создания вокзалов такого масштаба у строителей ранее не было. Принцип здания вокзала с центральной башней и шпилем стал образцом при строительстве целого ряда речных вокзалов, появившихся впоследствии, например в Красноярске и Нижнем Новгороде[6].

Химкинский вокзал был первым речным вокзалом СССР, при строительстве которого решено было отойти от сугубо функционального подхода и уделить внимание эстетической стороне. Удачный синтез архитектуры, скульптуры и живописи сделал здание вокзала выдающимся образцом сталинского ампира и символом эпохи становления Москвы — «портом пяти морей»[7]. Главный архитектор вокзала Алексей Рухлядев и его соавтор Владимир Кринский[8] при работе над зданием вокзала вдохновлялись венецианскими мотивами, изначально строение было задумано как стилизация под Дворец дожей в Венеции[9]. По задумке архитекторов, здание воссоздаёт образ парохода: три яруса открытых веранд символизируют его палубы, а центральная башня с высоким шпилем — трубы. В оригинальном проекте здания центральный шпиль башни во время навигации должен был подниматься на высоту 83 метра и опускаться на время её прекращения в зимний период[10].

Здание вокзала вытянуто по горизонтали, основной акцент задаётся центральным порталом с тремя арками, который переходит в башню, увенчанную 27-метровым шпилем. От центрального портала в две стороны расходятся двухэтажные веранды и огибают здание, переходя в трёхэтажные со стороны набережной. Галереи первого этажа насчитывают 150 четырёхгранных колонн, облицованных белым тарусским камнем. Оба яруса галерей и плоская крыша окружены балюстрадой. Цоколь здания выполнен из красного полированного гранита, главные порталы — из серо-зелёного диорита, в сочетании с белизной колонн галерей цветовая композиция усиливает выразительность здания. Крыша второго этажа и центральная башня были открыты для доступа, с них открывался панорамный вид на порт и канал[11].