Северо-Западный проход


Северо-Западный проход (англ. Northwest Passage) — морской путь через Северный Ледовитый океан вдоль северного берега Северной Америки через Канадский Арктический архипелаг.

Соединяет Атлантический и Тихий океаны[1][2]. Различные острова архипелага отделены друг от друга и от канадского побережья группой арктических водных путей, которые имеют собирательное название Северо-Западные пути[3].

Северо-Западный проход являлся предметом поисков ведущих морских держав в XVI—XIX веках для радикального сокращения морского пути между Атлантическим и Тихим океанами в Северном полушарии, однако на поверку из-за слишком суровых условий оказался непригодным для судоходства. Сокращение морского пути между океанами было в конечном итоге достигнуто строительством Панамского канала. Тем не менее, продолжающееся развитие необходимых технологий и изменения климатических условий оставляют возможности для его освоения в будущем.

Первым из европейцев проплыть Северо-Западным проходом попытался в 1498 году английский и итальянский мореплаватель Себастьян Кабот. На четырёх кораблях с командой в 300 человек он сумел обогнуть Ньюфаундленд, но, отправившись на север, встретил на 58° с. ш. сплошные паковые льды, и вынужден был вернуться в Англию[4].

В 1501 году португальский мореплаватель Гашпар Корте Реал, ранее открывший остров Ньюфаундленд и полуостров Лабрадор, также отправился на поиски Северо-Западного прохода, но его экспедиция пропала без вести[5].

Около 1527 года британский моряк из Бристоля Роберт Торн предложил организовать поиски морского пути в Индию через Северный полюс, но его экспедиция на двух судах, одно из которых погибло между Гренландией и Ньюфаундлендом, не достигла поставленной цели[6]. В 1536 году по пути Торна безуспешно пытался пройти Ричард Хор  (англ.) из Грейвзенда, а в 1545 году — Майкл Лок из Лондона[7].