Севрская фарфоровая мануфактура


Севрская фарфоровая мануфактура (фр. Manufacture nationale de Sevres) — мануфактура по производству изделий из фарфора. Расположена в Севре (юго-западное предместье Парижа), Франция.

Основана в 1740 году, в 1759 году стала королевской. До 2009 года мануфактура в Севре была национальной службой (Service à compétence nationale), находящейся в ведении Министерства культуры и коммуникаций Франции (Ministère de la Culture et de la Communication). На основании указа от 26 декабря 2009 года, с 1 января 2010 года мануфактура преобразована в общественную организацию «Севр — Город керамики» (Sèvres — Cité de la céramique) вместе с Национальным музеем керамики. 1 мая 2012 года частью этой организации стал Национальный музей фарфора имени Адриана Дюбуше (Musée National de la Porcelaine Adrien Dubouché) в Лиможе, в связи с чем название было изменено на «Город керамики — Севр и Лимож» (Cité de la céramique — Sèvres et Limoges)[2].

В 1740 году в Венсене, в 10 км к востоку от Парижа, при поддержке Людовика XV была основана Королевская мануфактура французского фарфора (фр.), третья из крупных мануфактур в Европе, после предприятий Майсена и Вены, а также небольшого предприятия в Шантийи. В 1756 году по инициативе Мадам де Помпадур мануфактуру перевели в Севр — местность к юго-западу от Парижа, на полпути между столицей и Версалем, где уже существовало стекольное производство. Мануфактуру разместили поблизости от дворца Бельвю, где жила маркиза де Помпадур. Здание 130 метров в длину было построено между 1753 и 1756 годами архитектором Лораном Ленде. На первом этаже располагались мастерские. Выше поселились художники, скульпторы-модельеры, позолотчики и технологи. Мануфактура стала королевской в 1759 году.

Первые изделия изготавливали в подражание более знаменитым майсенским. Однако постепенно в русле эстетики рококо стал формироваться оригинальный художественный стиль. Его создателями стали живописец Ж.-Ж. Башелье, скульптор-модельер и технолог Л.-А. Фурнье. Башелье с 1751 года руководил живописной мастерской в Венсене, в 1756—1793 годах был директором Севрской мануфактуры. Он ввёл в роспись фарфора композиции из цветов и фруктов. С 1747 года, сначала в Венсене, а потом в Севре, работал скульптор-модельер, ювелир и рисовальщик-орнаменталист Жан-Клод-Шамбеллан Дюплесси. Химик Жак Элло изобрел оригинальную краску — «королевскую синюю» (фр.  bleu de roi), а затем «розовую помпадур» (фр.  rose de Pompadour), по которым всегда можно узнать севрские изделия[3].

Характерный прием — роспись в резервах (в оставленных незакрытыми ярко-синей или розовой глазурью участках фона) «цветами и птицами», мотивами из цветочных гирлянд, пейзажами. Такие композиции, как правило, имели обрамления из золоченых рокайлей и растительных побегов. Использовались также популярные в эпоху рококо мотивы шинуазри («китайщины»).