Селевкия


Селевкия на Тигре (др.-греч. Σελεύκεια ἐπὶ τῷ Τίγρει) — древний город на реке Тигр, развалины которого, известные под именем Тель-Умар, находятся в 25 км к югу от Багдада. На противоположной стороне реки был расположен другой великий город античности — Ктесифон.

С древности неподалёку от Селевкии находилось оживленное поселение Упи (Опис). Город Селевкия был основан полководцем Селевком Никатором в качестве столицы своего царства — одного из появившихся после многочисленных разделов империи Александра Македонского. Датой основания города можно считать 306—305 г. до н. э. После битвы при Ипсе (301 г. до н. э.), когда к Селевку перешли также сирийские и малоазийские территории, была основана новая столица на западе — Селевкия в Пиерии (позже столица была перенесена в более удобную Антиохию). Селевкия оставалась восточной столицей и резиденцией сына царя — соправителя восточных сатрапий.

Никатор основал город очень больших размеров, по образцу Александрии, в которой Селевк пребывал продолжительное время, спасаясь от преследований Антигона Одноглазого и Деметрия Полиоркета. Город был недонаселён, и в 283 г. до н. э., Антиох I Сотер переселяет в Селевкию жителей Вавилона и переводит вавилонское святилище с сохранением прежнего названия — Эсагила. Известно также, что небесным покровителем Селевкии был бог с македонским именем Аполлон Комайос, святилище которого находилось в центре города. Таким образом, в городе существовало две основные группы населения — вавилоняне и эллинизированные македоняне. В монетном чекане встречаются экземпляры с изображением двух богинь, держащихся за руки, что символизировало согласие между двумя общинами, стоящее в основе благосостояния города.

В 141 г. до н. э. город был захвачен парфянами. Но не исключено, что огромный, сильно укреплённый город сам сдался парфянам в обмен на широкие права самоуправления, которыми он пользовался вплоть до «великого восстания» 36-43 гг.

По свидетельству Плиния, количество облагаемых налогами жителей достигало 600 тысяч человек (рубеж н. э.). У античных авторов город удостаивается хвалебных эпитетов urbis maxima — наибольший, крупнейший город.

В 117 г. н. э. город был захвачен легионерами Траяна, но из-за невозможности удержать город многие здания были разрушены или сожжены.