Афразийские языки


Афрази́йские языки́ (также афроазиатские, устар. — семито-хамитские или хамито-семитские) — макросемья языков, распространённых в северной части Африки от Атлантического побережья и Канарских островов до побережья Красного моря, а также в Западной Азии и на острове Мальта.

Группы говорящих на афразийских языках (главным образом на различных диалектах арабского языка) имеются во многих странах за пределами основного ареала. На 1990 г. общее число говорящих на этих языках насчитывало около 253 млн чел.[1]

Макросемья включает пять (или шесть) семей языков, имеющих признаки общего происхождения — наличие родственных корневых и грамматических морфем.

Название семитов и хамитов восходит к персонажам Ветхого Завета — сыновьям Ноя, пережившим Великий потоп. Старший из них Сим, согласно преданиям является прародителем семитов — эламитов/сынов Елама, ассирийцев/сынов Ассура, халдеев/сынов Арфаксада, лидийцев ?/сынов Луда, арамеев/сынов Арама (Быт. 10:22). Называемый иногда старшим, иногда младшим сыном Хам, считается прародителем хамитов — кушитов/сынов Хуша, египтян/сынов Мицраима, некоторых ливийцев/сынов Фута и ханаанеев/сынов Ханаана (Быт. 10:6).

Началом изучения семитских языков можно считать раннее средневековье, когда учёные-грамматисты стали более методично исследовать и сравнивать арабский, древнееврейский и арамейский языки, как в современных им формах, так и в древних. Обычно, целью таких работ было желание лучше вычитывать и понимать различную религиозную литературу. Некоторое влияние на труды арабских, еврейских и сирийских средневековых филологов оказывали византийские грамматисты. В Европе изучение языков семитской ветви началось в эпоху классического гуманизма (XIV—XVI века), с использованием еврейской языковедческой традиции[~ 1].

Значимым событием в XVIII веке была дешифровка финикийского алфавита французским аббатом Ж. Бартелеми. В XIX веке по семитским языкам издаются важнейшие грамматики, словари, исторические обзоры, каталоги и критические издания рукописей, своды эпиграфических памятников, в том числе «Corpus Inscriptionum Semiticarum» (с 1881 г., Париж). Наиболее значимые исследователи периода — Т. Нёльдеке, В. Гезениус (древнееврейский словарь и грамматика), Ю. Вельхаузен, Р. Киттель (библеистика), Ф. Преториус и К. Ф. А. Дильман (эфиопистика), М. Лидзбарский (эпиграфика), К. Броккельман (сравнительная грамматика семитских языков), А. И. Сильвестр де Саси, Э. М. Катрмер, И. Гольдциер (арабистика).