Семи́тский кóрень (ивр. שוֹרֶש шóреш; араб. جذر jiðrun; сир. ܫܪܫܐ шéршо; амх. ሥር sɨr) в семитских языках характеризуется тем, что состоит из набора согласных звуков, называемых «корневыми буквами». Для образования слов к корню присоединяются определённые комбинации из гласных и служебных (некорневых) согласных, несущих морфологическое значение. Эти комбинации называются «словообразовательными моделями» (משקל мишкаль — «вес»; وزن waznun — «вес»). Вследствие этого в некоторых семитских языках невозможно как сочетание 3 согласных подряд, так и наличие 2 согласных подряд в начале слова за некоторыми исключениями.
Большая часть корней в семитских языках — 3-буквенные, имеется также некоторое число 4-буквенных, лишь в отдельных случаях — 2- и 5-буквенные.
3-буквенный (или 3-согласный) корень включает в себя 3 согласных звука. В семитских языках из всех корней около 85% составляют 3-буквенные.
4-буквенный (или 4-согласный) корень состоит из 4 корневых согласных. Пример такого корня — t-r-g-m, от которого образованы иуд.-арам. תרגם tirgem, араб. ترجم tarjama, амх. ተረጐመ täräggwämä («он переводил»). Некоторые 4-буквенные корни представляют собой повторяющуюся комбинацию из двух звуков, например ивр. דגדג digdeg («щекотать») и араб. زلزل zalzala («сотрясаться»).
4-буквенные корни употребляются не со всеми глагольными породами, рассчитанными на 3-буквенный корень, либо употребляются со своими собственными.[1]
Существуют 4-буквенные корни, восходящие к 3-буквенным. Так, в арабском s-l-ṭ-n, корень глагола سلطن salṭana («править»), произошёл от существительного سلطان sulṭaːn («власть»), которое, в свою очередь, образовано от корня s-l-ṭ по модели faʕlaːn. В иврите корень מ-ס-פ-ר m-s-p-r слова מִסְפֵּר misper («нумеровать») образован от מִסְפָּר mispar («номер»), чей корень — ס-פ-ר s-p-r.