Семь свободных искусств


Семь свобо́дных иску́сств, или семь во́льных искусств (лат. septem artēs līberālēs) — круг «наук», или «искусств» в понимании Логоса у стоиков[источник не указан 1549 дней] (др.-греч. ἐλευθέριοι παιδεῖαι, ἐγκύκλια παιδεύματα), преобразованный затем средневековой христианской Западной Европой; противопоставляются несвободным (лат. artes illiberales), или механическим искусствам (лат. artes mechanicae).

Для обозначения свободных искусств встречаются и другие латинские термины: лат. doctrinae liberales «свободные нау́ки», лат. liberalia studia «свободные заня́тия», лат. artes bonae «хоро́шие искусства»[1], лат. artes ingenuae «изя́щные искусства»[1]. Встречается перевод словосочетания лат. artes liberales как «во́льные искусства»[2].

Ещё в античности начал вырабатываться список «наук» (затем как набор учебных дисциплин), позже названных свободными искусствами. Их совокупность рассматривалась как необходимый подготовительный этап для занятий философией.

Традиционно основоположником системы обучения, основанной на «свободных искусствах», считался софист Гиппий[3].

В Древнем Риме так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от занятий, требующих физического труда (artes mechanicae, например, живопись, скульптура, медицина), которыми могли заниматься и рабы. Их обзору посвящено, например, знаменитое (88-е) письмо к Луцилию Сенеки. Понимание определённых учебных наук как обязательного образовательного цикла сформировалось постепенно в трудах Никомаха, Секста Эмпирика, Августина Блаженного (кн. 2 трактата «De ordine»), Марциана Капеллы, Боэция, Кассиодора, Исидора Севильского и других писателей времён поздней античности и раннего Средневековья.

Учение о свободных искусствах было систематизировано в V веке Марцианом Капеллой в трактате «О бракосочетании Филологии и Меркурия», посвящённом обзору семи свободных искусств, которые представлены в аллегорических образах юных невест.