Семёрка (творческое объединение)


Группа «Семёрка» — неформальное творческое объединение туркменских художников, существовало в Туркменской ССР с 1971 по 1986 год. Названо по аналогии с американским фильмом «Великолепная семёрка», одним из самых кассовых фильмов 1960-х годов, во время вернисажа в сентябре 1971 года в Музее Востока (Москва)[1]. На афише выставки был использован орнамент «сайлан» — один из солярных символов, часто встречающийся на кошмах. «Сайлан», что значит «приметный», «лучший», «самый лучший», стал логотипом каталога выставки. «Семёрка» была первой, возможно, и единственной, группой художников Центральной Азии в СССР в 1970-х годах, а также одной из немногих неформальных художественных групп в СССР того периода. Группа сыграла существенную роль в повышении статуса туркменского изобразительного искусства в СССР и за его пределами. Художникам группы совместно с Клычевым Иззатом принадлежит значительный вклад в формирование понятия «туркменской национальной школы живописи». В «Семёрку» вошли сценограф Шамухаммед (Шаджан) Акмухаммедов[2], художник кино Кульназар Бекмурадов[3],[4], живописец Дурды Байрамов, участвовавший в двух первых выставках и вышедший из группы в 1972 году, живописец Станислав Бабиков[5][6][7], живописец Чары Амангельдыев[8][9], живописец Мамед Мамедов[10][11] скульптор Джума Джумадурды[12].

Именно благодаря художникам «Семёрки» можно узнать туркменскую живопись среди других, а это значит, что в туркменской живописи появилось новое понятие — понятие школы.