Сендак, Морис


Мо́рис Се́ндак (англ. Maurice Sendak; 10 июня 1928, Бруклин, Нью-Йорк — 8 мая 2012, Данбери, Коннектикут) — американский детский писатель и художник-иллюстратор, мировую известность которому принесла книжка с картинками «Там, где живут чудовища» (1963).

При том, что книги Сендака переводились на многие языки, русскому читателю он оставался практически неизвестным: за исключением нескольких журнальных публикаций[3][4], в русском переводе его произведения не выходили вплоть до конца 2014 года. В СССР был издан лишь перевод одной книги на эстонский язык[5].

Родился в еврейской семье. Его родители, Филип (Пинхос) Сендак и Сара Шиндлер,[6] иммигрировали из Польши (Ломжа) и России (соответственно) в 1913 году и поселились в Бруклине[7]. Стать художником-иллюстратором решил в двенадцать лет, посмотрев мультфильм «Фантазия». Первый сборник сказок выпустил в 1951 году, а в 1963 году издал самую популярную свою книгу «Там, где живут чудовища», переизданную в десятках стран.

Иллюстрировал серию книг для детей «Медвежонок»[англ.] Эльзы Хольмелунд Минарик, выпущенную издательством HarperCollins; в 1995 году на основе его иллюстраций в Канаде снят 39-серийный мультфильм «Медвежонок».

В 1999 году вместе с писателем и режиссёром Артуром Йоринксом[англ.] участвовал в создании спектакля танцевальной компании «Пилоболус» «Отбор» (A Selection), посвящённого теме Холокоста. В 2003 году сыграл эпизодическую роль пожилого раввина в сериале «Ангелы в Америке», снятом по сценарию его друга, писателя Тони Кушнера. В том же году издал с собственными иллюстрациями переведённую с идиша книгу своего отца, Филипа Сендака[англ.], «В доме у деда» (In Grandpa’s House).

Сендак был геем, хотя никогда не афишировал этого. Его признание было опубликовано лишь в статье 2008 года, опубликованной в The New York Times. Это произошло уже после смерти партнёра Сендака, психоаналитика Юджина Глинна, который умер в мае 2007 года от рака лёгких. Их отношения длились 50 лет. Родители писателя не знали о его ориентации. Говорить о ней публично в расцвете своей карьеры он также не хотел, поскольку понимал, что подобное признание может сильно повредить его популярности как детского автора[8].