Сен-Шамон (танк)


Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте ещё более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Они приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадёжной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.