Септаккорд


Септакко́рд — аккорд, состоящий из четырёх звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям. Интервал между двумя крайними звуками септаккорда равен септиме, отсюда его название.

С точки зрения классической гармонии, добавление к трезвучию обрамляющей септимы делает весь аккордовый комплекс неустойчивым и диссонирующим, поэтому септаккорды проникали в музыкальную практику постепенно. Начиная с XX века септаккорды используются более свободно[⇨].

Звуки, составляющие аккорд, имеют свои названия, сохраняющиеся в случае их перемещения. У септаккорда, помимо основного тона (главного звука[1], равного нижнему звуку септаккорда, находящемуся в основном виде), прослеживаются терцовый, квинтовый и септимовый тона. По отношению к основному тону они образуют терцию, квинту и септиму соответственно[2]. Качество обрамляющей септимы и интервально-структурный тип трезвучия, лежащего в основании, в совокупности составляют основу номенклатуры септаккордов[⇨].

Септаккорды различаются по типам трезвучий, лежащих в их основе, и по виду септимы между двумя крайними звуками. По этому признаку различаются следующие основные виды септаккордов:

Септаккорды I, III, IV (в мажоре и в миноре без альтерации), а также VII натуральной в миноре и VI ступеней в классической гармонии используются редко и носят название «побочных»[3] или «секвенцаккордов».

В музыке Средневековья и Возрождения терцовые четырёхзвучия употреблялись редко, а их ситуативное возникновение имело линеарную (мелодическую) природу[4].