Сербский фольклор


Сербский фольклор — собирательное название произведений сербского народного творчества, которые передавались из поколения в поколение в виде песен или сказаний. В основе сербского фольклора лежат как традиционная славянская мифология дохристианских времён, так и православная христианская культура (со времён обращения Сербии в христианство и перевода священного писания Кириллом и Мефодием на славянские языки)[1]. Сербский фольклор привлекал внимание множества писателей и деятелей культуры Европы: литературные произведения переведены на многие языки мира, на их основе созданы множество других произведений английской, немецкой, французской, польской, русской литературы и литературы других стран и народов.

Эпос играет большую роль в сербском фольклоре. Он отличается богатством сюжетов и образов, высоким художественным совершенством и поэтичностью стиля. Важной частью эпоса являются юнацкие песни о важнейших событиях истории и подвигах народных героев — песни мифологического или легендарного содержания (например, «Змей-жених», «Иван и дивский старшина»). Исполнителями юнацких песен являются гусляры, исполняющие песни под аккомпанемент гусель. Другая разновидность песен — песни о гайдуках, которые отличаются от юнацких песен тем, что гайдуки в песнях всегда борются вместе с дружиной, а юнаки — только в одиночку.

В сербском эпосе распространены лироэпические песни (причалице), схожие с семейными и любовными, но характерные десятисложным эпическим стихом. У лирических песен распространён восьмисложный стих, хотя бывает и 5, и 14 слогов. Наиболее известны песни о любви Омера и Мейримы, о Хасан-агинице и о женитьбе бега Любовича, в которых встречаются отзвуки мифологических представлений. Ещё один интерес представляют плачи (тужбалице), которые делятся на плачи героического содержания (о борьбе против турецкого нашествия и гайдуков), в центре которых стоит павший в бою герой, и семейно-бытовые (о семейных трагедиях), которые отражают смерть родного человека.

К обрядовой поэзии Сербии относятся свадебные песни, колядки с аграрными обрядами, различные песни о прославлении времён года (лазарские, кралицкие, юрьевские), а также песни на Масленицу на востоке и юге Сербии. Распространены любовные песни: на западе Сербии и в Санджаке распространены боснийские мусульманские «севдалинки» с восточным колоритом. Рифмованные двустишия в современном народном творчестве объединяются даже в целостное произведение, которое поётся при исполнении коло; ещё одним новым видом является врабац (сатирические песни).