Серпантин (дорога)


Серпанти́н (фр. serpentin от лат. serpens, serpentis — «змея»[1][2]) — извилистая дорога (или её участки с крутыми витками и петлями), как лента серпантин[3].

При прокладке автомобильных дорог в горной местности, имеющей очень сложный рельеф, для получения заданных уклонов дороги устраивают особого вида кривые — симметричные серпантины[4] с большими углами поворотов, переходными кривыми, что позволяет осуществить развитие линии с целью преодоления крутых подъёмов и спусков на большом протяжении. Такие закругления называют серпантинами. Ввиду того, что угол поворота у серпантина очень большой, кривую располагают не внутри угла, а снаружи него.

Полная серпантина состоит из следующих основных элементов: основной кривой, её радиуса, центрального угла, угла серпантины, вспомогательных (обратных) кривых радиусом. Прямых вставок между кривыми (основной и сопрягающих) тангенсов, угла (вспомогательной кривой, горловины (расстояние между осями серпантины в самом узком месте петли). Размеры радиусов основной кривой и вспомогательных кривых, длины прямых вставок и горловины серпантины подбирают в зависимости от нормативных, топографических, геологических и гидрологических условий местности.

Проектирование серпантины заключается в расчёте его элементов и в проверке возможности размещения земляного полотна на местности. При проектировании земляного полотна основное внимание уделяют обеспечению его устойчивости и созданию нормальных условий для движения транспортных средств.

СНиП II-Д.5-72 предусмотрены нормы проектирования элементов серпантин. Для расчёта и разбивки серпантины разработаны специальные таблицы, облегчающие труд проектировщиков и строителей дорог[5][6].