Сетевая идентичность


Сетевая идентичность (также Виртуальная идентичность, Интернет-идентичность, Онлайн-идентичность, Интернет-личность) — совокупность гипертекстовых компонентов сетевого облика индивида, формируемого им в рамках онлайн-среды с целью самопрезентации и отражающего реальные аспекты его личности. Также сетевую идентичность можно определить как проект личности, творчески раскрываемый в рамках возможностей интерфейса используемой онлайн-платформы.[1]

Наиболее распространенной разновидностью платформы для создания сетевой идентичности являются социальные сети[2]; во многом благодаря рамочной конструкции профилей, каждая часть которой подчинена сверхзадаче личностного самовыражения, и широкому функционалу[3].

Главным отличием сетевой идентичности от реальной является возможность индивида полностью контролировать первую, корректировать её по своему усмотрению, чтобы представать перед другими пользователями в нужном ему свете. В отличие от реальной, она обладает относительной мобильностью, то есть легко корректируется или заменяется.[2] Эти отличия вытекают из определённых особенностей онлайн-среды, в рамках которой сетевая идентичность создается (дистанционная коммуникация между пользователями, возможность сохранять анонимность и проч.)

Благодаря вышеперечисленным факторам конструирование сетевой идентичности идет в направлении, задаваемом исключительно самим индивидом, то есть она полностью им контролируется, что, соответственно, позволяет ему при желании отходить от своей реальной идентичности в процессе Интернет-коммуникаций, а также создавать альтернативные. Таким образом, сетевая идентичность человека может как соответствовать, так и в различной степени отличаться от его идентичности в реальной жизни. При создании сетевой идентичности, контрастирующей с реальной, пользователь так или иначе прибегает к искажению личной информации: скрывает или отрицает некоторые факты о себе, меняет биографические сведения и т. д. При этом чаще всего подобные искажения сознательны и склоняются в сторону того, что индивид считает идеалом.[4] Так, образ, создаваемый человеком в Интернете, дает ему возможность самореализоваться и примерить на себя роль, которую он не имеет возможности опробовать в реальной жизни.