Сибирский тракт


Сиби́рский тракт (другие названия: Главный Сибирский почтовый тракт, Большой Сибирский тракт, Большой тракт, Великий тракт, Царская дорога, Сибирская дорога, Московско-Иркутский тракт, Московско-Сибирский тракт, Осьмая государственная дорога, Екатерининский тракт и т. п.) — старинный сухопутный маршрут из европейской России через Сибирь на восток, в том числе, к границам Китая и обратно. На востоке (в Сибири) в пределах России длительное время заканчивался двумя ветками от Верхнеудинска на Нерчинск и Кяхту. В XIX веке почтовый тракт был продлён за Сретенск (за Нерчинском) вдоль Амура и Уссури до Посьета. На западе было три исходные точки: Великий Новгород (самая древняя дорога), Москва и Санкт-Петербург (Екатерининский тракт). Термин Московско-Сибирский тракт возник в XIX веке, как наиболее известная его траектория. Под этим термином обычно подразумевался путь на восток, а под Московским — та же дорога на запад. Общая протяжённость пути от Москвы до Пекина через Верхнеудинск (Улан-Удэ) и Кяхту составляла, по одним подсчётам, 8332 версты, по другим — 8839 вёрст. Кроме того, от Иркутска ответвлялся на север Якутский земский тракт и два его продолжения: Охотский тракт и Аянский тракт.

Сибирский тракт в разные исторические периоды менял свою траекторию. Надо сказать, что термин «тракт» стали применять в XVIII веке (до этого говорили просто «дорога»). Из-за отсутствия дорог сообщение европейской части России с Сибирью долгое время осуществлялось по речным путям. Самая древняя дорога была проложена от Великого Новгорода через Вологду, Тотьму, Великий Устюг и далее на Чердынь. После присоединения Великого Новгорода к Москве возникла дорога Москва — Ярославль — Вологда и далее по траектории старой новгородской дороги.

После падения Казанского ханства была проложена дорога из Козьмодемьянска на Вятку и далее на Чердынь (и после покорения Сибири далее на Тюмень). Из Тюмени дорога шла на Тобольск и далее плыли по рекам в сторону Томска.

В конце XVI века путь через Урал немного сдвинулся на юг. Знаменитая Бабиновская дорога заменила собой Чердынскую дорогу, соединив Соликамск и Верхотурье (основан в 1598). Дорога восточнее Великого Устюга пошла через Кай — Соликамск — Верхотурье на Тюмень. В Верхотурье поставили таможню для грузов (в основном, пушнины), двигавшихся через Урал. В таком виде тракт существовал около сотни лет.

В 1689 году был подписан первый русско-китайский Нерчинский договор, положивший начало официальным отношениям между Россией и Китаем. Торговые потребности требовали создание полноценного транспортного коридора между странами. 12 (22) ноября 1689 года вышел царский указ о строительстве тракта, соединяющего Москву с Сибирью. Однако на протяжении сорока лет это решение оставалось на бумаге.