Сибиряков (ледокол)


«Сибиряков» — паровой ледокол, построенный в Голландии по финскому заказу под названием «Яакарху» (фин. Jääkarhu, «Белый медведь»). После передачи СССР в феврале 1945 году, в счёт репараций, назван в честь ледокольного парохода «Александр Сибиряков».

Строился в Голландии по заказу финского правительства на верфи Machinefabriek en Scheepswerf van P.Smit Jr (строительный номер 350). Спущен на воду в 1926 году в Роттердаме. «Яакарху» был одним из первых ледоколов, специально предназначенных для военного флота. На палубе были установлены фундаменты для орудий, перед машинным отделением оборудованы артиллерийские погреба. Корпус разделялся на 8 водонепроницаемых отсеков[1].

В 1944 году после завершения советско-финской войны (1941–1944 гг.) ледоколы «Яакарху» и «Войма» были переданы СССР. С декабря 1944 года ледоколы были размещены в Ленинграде[2]. В декабре 1944 года еще до официальной передачи СССР «Яакарху» капитаном ледокола был назначен Андрей Иванович Койвунен (бывший до 1943 года капитаном портового буксира «Василий Молоков» в Диксоне), а старшим помощником Алексей Васильевич Марышев (бывший до декабря 1944 года капитаном ледокольного парохода «Таймыр»). По их прошению на новый ледокол также переводился, ранее находившийся у них в подчинении Ю. С. Кучиев на должность 4-го помощника капитана[3].

24 февраля 1945 года ледоколы «Яакарху» и «Войма» официально передавались СССР, после чего «Яакарху» был переименован в «Сибиряков»[2]. Капитаном ледокола в 1945–1946 годах был Карл Павлович Эгги. Судно под его руководством занималось проводкой торговых и военных судов на линии Ленинград — Хельсинки[4].

4 февраля 1946 году капитаном ледокола был назначен Борис Николаевич Макаров[5]. Дублером капитана в 1946 г. был Андрей Иванович Койвунен (с 1948 г. капитан-наставник на ледоколе «Сибиряков»)[6].

Весной 1947 года «Сибиряков» участвовал в проводке теплохода «Грибоедов», отправившегося в Бразилию из Лиепаи для изучения полного солнечного затмения 20 мая 1947 года и растительного мира страны. 12 апреля ледокол вывел теплоход «Грибоедов» на буксире с рейда порта Лиепаи и дальше проводил до шведских городов Карлсхамн (14 апреля) и Треллеборга (17 апреля)[7].