Сигналы и слоты


Сигналы и слоты — подход, используемый в некоторых языках программирования и библиотеках (например, Boost, gtkmm и Qt) который позволяет реализовать шаблон «наблюдатель», минимизируя написание повторяющегося кода. Концепция заключается в том, что компонент (часто виджет) может посылать сигналы, содержащие информацию о событии (например: был выделен текст «слово», была открыта вторая вкладка). В свою очередь другие компоненты могут принимать эти сигналы посредством специальных функций — слотов. Система сигналов и слотов хорошо подходит для описания графического интерфейса пользователя. Также механизм сигналов/слотов может быть применён для асинхронного ввода-вывода (включая сокеты, pipe, устройства с последовательным интерфейсом, др.) или уведомления о событиях.

Существуют реализации системы сигналов/слотов на основе шаблонов C++. Их преимущество в отсутствии необходимости использовать Метаобъектный компилятор, как это реализовано в Qt. В библиотеке Qt благодаря Метаобъектному компилятору отпадает необходимость писать код регистрации/дерегистрации/вызова, так как эти шаблонные участки кода генерируются автоматически.

В языке программирования C# есть похожая конструкция с другой терминологией и синтаксисом: события играют роль сигналов, а делегаты — роль слотов. Другая реализация сигналов существует для ActionScript 3.0, основанная на событиях из C# и сигналах/слотах из Qt. Дополнительно, делегатом может быть локальная переменная или указатель на функцию, в то время как в Qt слотом может быть только специально объявленный метод класса. Из-за ограничений языка, нет общей реализации для ANSI C. Но существует ограниченный вариант — c-sigslot.