Символ веры


Си́мвол ве́ры (от греч. σύμβολον — «знак[1], метка» (удостоверяющие личность при деловой встрече)[2], от συμ-βάλλειν — «соединять»[3]) — задокументированный перечень основополагающих догматов христианского вероучения[4]. Термин происходит от древнегреческого наименования документов данного рода.

Некоторые[кто?] богословы обособляют собственно «символы веры» от «соборных вероизложений», то есть от изложений христианского вероучения в деяниях Вселенских соборов, или отличают, кроме того, «исповедания веры», изданные отдельными лицами. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или неоспариваемых фактов главные догматические положения, без доказательств, как предмет для восприятия верою.

Основа христианской веры есть утверждение, что Бог ради спасения людей от бремени первородного греха послал своего Сына на землю, который родился от Приснодевы Марии и воплотился (вочеловечился) в Иисусе Христе, был распят, умер и воскрес в третий день, победив смерть.

Первые отцы Церкви излагали перед своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis («правило истины»), и входила в состав христианской disciplinae arcanaeтайное учение»). Сами отцы Церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei («правило веры»), преподана апостолами, которые сами получили её от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появилось около 140 года в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Святого Духа»), у Тертуллиана, Киприана, Фирмилиана Кесарийского, в канонах Коптской церкви.

Первый прообраз Символа веры появился у апостола Павла «ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем апостолам» (1Кор. 15:3—7).

Руфин Аквилейский и Маркелл Анкирский приводили Староримский Символ веры на латинском (Руфин) и греческом (Маркелл) языках. К Староримскому восходит Апостольский Символ веры.