Симеон Богоприимец


Симео́н Богоприи́мец (или Пра́ведный Симеон Богоприимец) — житель Иерусалима, благочестивый праведник, упоминаемый в Евангелии от Луки. Евангелист сообщает о Симеоне только краткие сведения, подробности его жизнеописания известны по апокрифическим источникам.

По преданию, Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта)[1]. Когда Симеон переводил Книгу пророка Исаии и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис. 7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Согласно другому преданию, Симеон, возвращаясь из Египта в Иерусалим, бросил свой перстень в реку со словами: «Если найду его, то могу поверить изречению Пророка по букве»[2]. На следующий день в одном селении он купил рыбу и когда стал её есть, то обнаружил в ней свой перстень. В этот момент он и получил откровение, аналогичное вышеописанному[2].

Евангелие не сообщает, к какому званию принадлежал Симеон Богоприимец, но в песнопениях Православной церкви он называется «священником», «святителем», «священнодетелем», «приносившим законные жертвы» и «очищавшим кровными жертвами люди Израилевы»[1]. Согласно Протоевангелию Иакова, Симеон стал священником Иерусалимского храма после убийства в нём Захарии, отца Иоанна Крестителя[3]:

После трех дней жрецы стали советоваться, кого сделать вместо него, и жребий пал на Симеона. Это ему было возвещено Святым Духом, что он не умрет, пока не узрит Христа живого[4].

То, что Симеон был священником сообщали святители Афанасий Великий в книге об общем естестве Отца и Сына, Кирилл Иерусалимский в слове о Сретении Господнем, Епифаний Кипрский в учении об отцах Ветхого Завета[1].