Симеон (апостол от 70)


Свято́й апо́стол Симео́н или Си́мон — апостол от семидесяти, рассматриваемый как брат Господень (Мф. 13:56; Мк. 6:3) наряду с Иаковом, Иосией и Иудой. По другим источникам — Симеон от 70 апостолов был сыном Клеопы и Марии и родственником Иосифу Обручнику; последнее мнение принято православной восточной церковью. Иногда отождествляется с Симоном Кананитом — одним из 12 апостолов.

Свт. Димитрий, митрополит Ростовский, о двояком наименовании Симеона, в Четьи Минеи под 27 апреля (в своих комментариях) пишет:

В этот день и месяц в Прологе написано: «потому и называется блаженным, что получил два имени Симон и Симеон». Но иной был Симон, а иной Симеон. Симон был сыном Иосифа и родным братом Иакова — брата Господня. Симеон же, как уже было сказано — сын Клеопы, двоюродный брат Иакова и потому — родственник Господень, причтенный к семидесяти апостолам. По всей видимости, Симон сын Иосифов не числится в апостолах. Известно от св. евангелиста Иоанна: «Ибо и братья Его не веровали в Него.» (Ин. 7:5) Св. Феофилакт говорит, что под братьями здесь следует понимать детей Иосифовых, которых евангелист Матфей называет по имени: Иаков, Иосия, Симон и Иуда (Мф. 13:55). Очевидно, что впоследствии они уверовали в Него: Иуда (он же Фаддей) стал одним из 12-ти апостолов, Иаков — первый из 70-ти, Иосия тоже один из 70-ти. Нам кажется, что Симон или не принял апостольского призвания или он преставился ещё перед тем, как апостолы разошлись на проповедь по всей Вселенной, как ап. Павел пишет в 1-м послании к Коринфянам в 15-й главе, что многие очевидцы до сих пор живы, а некоторые и почили. (1Кор. 15:6)

В Западной церкви Иосиф Обручник считается девственником. Именуемые братьями Господними Иаков, Иосия, и Симон считаются сыновьями младшего брата Иосифова Клеопы и Марии, упоминаемой в числе святых жён мироносиц[1]. Эта Мария в Евангелии от Иоанна называется Клеоповою, по мужу, а в Евангелии от Матфея и Евангелии от Марка — Иаковлевою и Иосиевою по своим сыновьям[2]. Мнение о братьях Господних, как сыновьях Клеопы и Марии, основывается на свидетельстве блаженного Иеронима (т. IV. 112—113 стр.). Есть мнение (Дорофей), что Клеопа и Симеон являются одним и тем же лицом, смешением в одно отца и сына (согласно западному верованию); или дяди с племянником (согласно восточному преданию). Но святой Димитрий замечает, что у него (под 4 января в соборе семидесяти апостолов)

довольно изъявлено, яко ин бе Клеопа, а ин Симеон. Клеопа отец Симеонов, а Симеон сын Клеопов, Господень не племянник, а сродник, аки бы брать двоюродный[3]

Есть ещё мнение, по которому Еммаусский спутник Господа нашего Иисуса Христа, не поименованный святым евангелистом Лукою, был Симон или Симеон (Ориген в сочинении «против Цельса»: святой Василий Великий в толковании на пр. Исаию VI гл. 9 ст.) говорит: «очистительным огнём горело сердце у Клеопы и Симона, когда Господь отверзал им писание» (толк. на пр. Исаию VI гл. 9 ст.).