Вуэ, Симон


Симо́н Вуэ́ (фр. Simon Vouet; 9 января 1590, Париж, Королевство Франция — 30 июня 1649, Париж) — французский живописец академического направления портретист, мастер аллегорических картин и декоратор интерьера. С 1627 года — «первый живописец короля» Людовика XIII[2][3].

Симон Вуэ родился 9 января 1590 года в Париже. Его отец Лоран Вуэ был живописцем и научил его азам искусства. Брат Симона — Обен Вуэ (1595–1641) также был художником; жена Симона Вирджиния да Веццо, их сын Луи-Рене Вуэ, два их зятя, Мишель Дориньи и Франсуа Тортебат, и их внук Людовико Дориньи — тоже художники[4]. В то время его отец работал в Лувре и участвовал в создании Королевской площади в столице; он был удостоен королём Генрихом IV звания «придворного живописца» (Premier peintre du Roi) и выполнял множество декоративных и кустарных работ. Симон помогал отцу и рано овладел мастерством. В четырнадцать лет он отправился в Англию и в Лондоне написал заказной портрет знатной дамы.

В 1611 году в свите барона де Санси, французского посла в Османской империи, Симон Вуэ побывал в Константинополе, написал по памяти портрет султана Ахмеда I. Пейзажи, восточные костюмы, тюрбаны, караваны, китайские шелка, индийские хлопчатобумажные изделия навсегда запомнились художнику; с этим связана своеобразная «эстетика тканей», прозрачностей и вуалей, а также особая головокружительная лёгкость и воздушность, которые пронизывают декоративно-монументальные работы этого живописца. Из Константинополя в 1612 году он отправился в Венецию, изучал живопись Тициана, Веронезе и Тинторетто. Тинторетто.

В начале 1614 года он обосновывается в Риме. В течение пятнадцати лет Вуэ жил и работал в Италии. У него появились многочисленные заказчики, среди них кардинал Барберини, который в 1623 году будет избран папой под именем Урбана VIII. В Риме Вуэ, как и многие художники его поколения, испытал влияние мощного искусства Караваджо и караваджизма. Он выполнял монументальные росписи. Наиболее значительные из них — в церкви Сан-Лоренцо-ин-Лучина, в Риме: две драматические сцены из жизни Святого Франциска Ассизского (1624). Важной работой стал алтарь для собора Святого Петра в Риме (1625—1626, позднее разрушен, сохранились лишь фрагменты); портреты, из которых наиболее известны «Автопортрет» (1627), аллегории (знаменитая аллегория «Побеждённое время» (1627), в музее Прадо, Мадрид)[5].

В Риме Вуэ получал пенсион от короля Франции, а его покровителями помимо семьи Барберини, были Кассиано даль Поццо, Джордано Орсини и Винченцо Джустиниани. Он также посетил другие города Италии: Болонья с академией братьев Карраччи, Милан и Неаполь. С 1620 по 1622 год он работал в Генуе у князей Дориа. Находясь в Риме, он подружился с художницей Артемизией Джентилески и в 1623 году написал её портрет[6]. Он также поддерживал дружеские отношения с Никола Пуссеном и Клодом Мелланом из Лотарингии, работавшими в Риме, а также с многими современными итальянскими художниками.