Симфония № 3 (Брукнер)


Симфония № 3 ре минор, WAB 103 Антона Брукнера написана в 1873 гг. Премьера состоялась 16 декабря 1877 в Вене под управлением автора.

Брукнер начал работу над симфонией 23 февраля 1873 г. В сентябре он навестил в Байройте Рихарда Вагнера, с которым познакомился в 1865 г. в Мюнхене на премьере «Тристана и Изольды».[1] Он показал Вагнеру Вторую и Третью симфонии, попросив выбрать одну на его вкус. К радости автора, Вагнер выбрал Третью. Согласно легенде[2], композиторы выпили столько пива, что по возвращении домой Брукнер не мог вспомнить, какую из двух симфоний выбрал Вагнер, и послал ему короткую записку: «Симфония ре минор, где труба начинает тему?»; адресат отослал записку обратно, приписав внизу: «Да! Всех благ! Рихард Вагнер». 31 декабря, окончив работу, Брукнер посвятил симфонию Вагнеру, «недосягаемому, всемирно известному благородному мастеру поэзии и музыки». Симфония репетировалась Венским филармоническим оркестром в июне или июле 1874 г., однако не была принята к исполнению.[3]

В 18761877 гг. Брукнер значительно переработал симфонию. Дирижировать премьерой 16 декабря 1877 г. должен был И. Ф. Хербек, но 28 октября он умер, и Брукнеру пришлось самому встать за пульт. Концерт получился совершенно провальным: венская публика, и без того недолюбливавшая Брукнера, постепенно покидала зал. Оркестранты, отыграв симфонию, также поспешили уйти.[4] Брукнер остался в пустом зале в окружении немногочисленных учеников и последователей, среди которых был Густав Малер, подготовивший вместе с Рудольфом Кржижановским транскрипцию симфонии для двух фортепиано (опубл. 1880).

В 1889—1890 гг. Брукнер снова взялся за переработку симфонии, на этот раз при участии Франца Шалька. Новая редакция была исполнена 21 декабря 1890 г. Венским филармоническим оркестром под управлением Ханса Рихтера.

Оригинальная версия. Издана в 1977 г. под редакцией Л. Новака по чистовой авторской копии, посланной Вагнеру весной 1874 г.[5]

В письме Морицу фон Майфельду от 12 января 1875 г. Брукнер упоминает «значительные улучшения», сделанные им, вероятно, после неудачных репетиций 1874 г. Версия репетировалась Венским филармоническим оркестром осенью 1875 г., однако снова не была принята к исполнению. Не опубликована; У. Карраганом подготовлено критическое издание, по которому эта версия была впервые исполнена 21 ноября 2007 г. Новым городским оркестром Токио под управлением Акиры Найто.[3]