Симфония № 45 (Гайдн)


Симфония № 45 фа-диез минор (Hob. I:45) — симфония австрийского композитора Йозефа Гайдна, созданная и впервые исполненная в 1772 году во дворце Эстерхаза в Венгрии. В этот период венский классик работал обер-капельмейстером венгерского князя Миклоша (Николау I) Иосифа Эстерхази.

Существует несколько версий истории создания и интерпретации произведения. Наиболее распространённой является та, согласно которой толчком к возникновению стала неудовлетворённость музыкантов князя своими бытовыми (или финансовыми) условиями. Гайдн сумел выразить её музыкальными средствами: во время исполнения финала оркестранты один за другим покидают сцену. По этой причине произведение позднее получило известность как «Прощальная симфония» (нем. Abschiedssinfonie), а также «Симфония при свечах».

Произведение является ярким образцом патетического стиля композитора. Из-за своей необычной концепции исполнения и структуры с медленным адажио в финале четырёхчастная симфония зачастую рассматривается как пятичастная. Отсылки к «Прощальной симфонии» Гайдна, в частности, новаторский приём, при котором музыканты покидают сцену, впоследствии использовались в произведениях других композиторов. Некоторые исследователи называют её предтечей модернистских и концептуальных исканий.

Симфония была написана австрийским композитором Йозефом Гайдном для капеллы и домашнего театра венгерских князей Эстерхази, на которых он работал с 1761 года. С 1766 по 1790 год Гайдн жил и работал обер-капельмейстером при дворе князя, магната и мецената Миклоша (Николау I) Иосифа Эстерхази, прозванного Великолепным. Он был представителем одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Венгрии и Австрии и увлекался искусством — в частности, покровительствовал музыкантам. В этот период Гайдн жил в основном в зимней резиденции князя в австрийском Айзенштадте и во дворце Эстерхаза в городке Фертёд на западе Венгрии, также бывая наездами в Вене[1]. В обязанности капельмейстера входило множество задач не только музыкального, но и административного характера: сочинение музыки, руководство оркестром, проведение репетиций, камерное музицирование перед патроном, постановка опер (более 90, как собственно Гайдна, так и переработанных им) и т. д.[2][К 1]