Сим (Библия)


Сим (др.-евр.‏‎и ивр. שֵׁם‎, шем; геэз ሴም [Sēm] — имя, название) — библейский персонаж. Был старшим сыном Ноя[3][4]. Считается родоначальником семитских народов[4][5].

В арабской и мусульманской традиции — Сам (араб. سام‎)[6][7][8], у Абу-ль-Фадля Аллами в Акбар-наме — Шам[9].

Сим родился, когда Ною было около 500 лет[4]. Согласно Книге Бытия, вместе со своими братьями и их женами Сим и его жена сопровождали Ноя в ковчег во время Всемирного потопа (Быт. 7:7). Он также присутствовали с ними во время последующего завета с Богом (Быт. 9:8). Как отдельная личность он появляется только в Быт. 9:20—27 в эпизоде c опьянением Ноя, когда скромное поведение Сима и его брата Иафета резко контрастировала с поведением Хама, отца Ханаана. Хам увидел наготу Ноя, и выйдя рассказал своим двум братьям. Сим и Иафет взяли одежду, пошли задом и покрыли наготу своего отца, лица их были обращены назад, и они не видели наготы своего отца (Быт. 9:23). За это Ной благословил Сима и Иафета: «Благословен Господь Бог Симов» (Быт. 9:25), а Ханаана проклял. Господь назван здесь «Богом Сима» и не упоминается в связи с двумя другими братьями. Сим был «родоначальником всех потомков Евера» (Быт. 10:21)[10].

Сын Сима, Арфаксад, родился у него через два года после Потопа, когда Симу было 100 лет[11]. Сим прожил 500 лет после рождения Арфаксада и умер в возрасте 600 лет[12]. Таким образом, Сим жил во времена Авраама.

В Аггаде, благословение Ноем Сима интерпретируется как благословение Израиля. Этот отрывок предвещает подчинение хананеев евреям и отождествляет Сима с будущим народом Израиля. Проклятие Ноем Ханаана использовалось для оправдания завоевания Израилем земли Ханаанской. Сим получил в наследство Землю Израиля. В Талмуде его называли самым мудрым из братьев (Санхедрин, 69b). Именно он взял на себя инициативу прикрыть наготу своего отца. Сим отождествлялся с Мелхиседеком, царем Салима, который служил там первосвященником. Однако он был лишен священства, потому что благословил Авраама раньше Бога[13], поэтому священство было отдано потомству Авраама (Недарим, 32b)[10].

В Книге Яшера (Праведного) упоминается, что жена Сима была дочерью Елиакима, сына Матушлаха (Мафусала)[15].