Синедрион


Синедрио́н (от греч. συνέδριον, сюнéдрион — «собрание[1][2][3]; совместное заседание»; ивр. סנהדרין‎, санхедри́н) — верховный орган политической, религиозной и юридической власти у евреев Палестины в период римского господства до разрушения Храма, когда Синедрион находился в Иерусалиме, и позже, когда заседания Синедриона происходили в местах проживания его председателя (наси)[2][4]. Термин имеет греческое происхождение[5]. В Иудее получил распространение в эпоху эллинизма[источник не указан 3302 дня]. Подробное описание полномочий, процедур заседаний и других аспектов, связанных с отправлением правосудия в иудаизме, дано в трактате «Санхедрин» в четвёртом разделе («Незикин»́) Мишны, которая является составной частью Талмуда[6].

В отличие от обычного суда из трёх человек, малый Синедрион из 23 человек имел право проводить уголовные процессы с казнью или поркой[7], смертный приговор требовал большинства не менее, чем в два голоса, и выносился обязательно наутро после завершения дела. Множество нарочито строгих процессуальных требований делало смертный приговор довольно редким[8]. Существенным требованием для смертного приговора было наличие Великого Синедриона при Храме.

В Иерусалиме существовал также Великий Синедрион — высшее государственное учреждение (совет) и высший судебный институт иудеев, состоявший из 71 члена[9]. По своему составу Синедрион представлял собой вид аристократического сената, члены которого назначались, по-видимому, кооптацией из учеников членов Синедриона, членами могли являться кохены, левиты или евреи с родословной. Прозелиты не допускались[10]. Член Синедриона не должен был также обладать увечьями, помимо Торы обязательно было знание языков, основ наук и ремёсел, а также обычаев астрологов и колдунов[11] Председателем Синедриона был наси (נשיא‎), созывавший собрания, им мог быть первосвященник. Местом собрания был особый зал (לשכת הגזית‎ — «зал из тёсаных камней»)[12] при иерусалимском Храме[13], но в особенных и крайних случаях собирались в доме наси[14]. Места заседавших располагались в виде полуокружности, чтобы председательствующий мог видеть всех[15].

В древний период до 191 года (до нового летоисчисления) титул наси, видимо, получал первосвященник, затем мудрецы по списку: