Синезий Киренский


Сине́зий (правильнее Синесий, др.-греч. Συνέσιος; 370/375, Кирена — 413/414, Александрия) — христианский богослов, философ-неоплатоник, представитель Александрийской школы неоплатонизма, ученик Гипатии; епископ Птолемаидский.

Синезий, будучи греком знатного происхождения, гордился своими знатными предками и возводил свой род к Гераклу. В 393397 годах вместе со своим братом Евпотием учился в Александрии у знаменитой Гипатии, в то время схоларха Александрийской школы (годы пребывания Синезия в Александрии были годами расцвета деятельности Гипатии).

Синезий был, по-видимому, энергичным общественным деятелем. Вернувшись на родину, в 397 г. был избран главой посольства в Константинополь к императору Аркадию с миссией о снижении налогов в Кирене и о защите её от кочевых племен. Три беспокойных года (397400), проведенные в Константинополе, Синезий использовал для литературных занятий (в числе прочего составил известное обращение к императору, «О царской власти», содержащее советы о том чем должен заниматься мудрый правитель, и смелое заявление, что главной задачей императора должна являться война с коррупцией).

В 402 г. Синезий побывал в Афинах, но уехал оттуда разочарованным, не найдя учителей, у которых мог бы учиться. К этому времени популярность Синезия на родине выросла до такой степени, что в 409/410 г. жителями и клиром Птолемаиды он был избран епископом. Произошло это ещё до крещения Синезия и объясняется тем, что в те времена развала язычества церковь обладала не только религиозными, но и общественными и даже политическими функциями. Возможно, Синезий принял крещение одновременно с епископством или даже после избрания епископом, но с предварительным ограничением епископства только административными и общественными функциями.

Умер Синезий в 413 или 414 г., пробыв епископом не более 4 лет. Его ранняя смерть объясняется семейными несчастьями, преждевременной смертью членов его семьи и собственной, сегодня неизвестной, тяжелой и неизлечимой болезнью.

Источники[3] сообщают о высоком моральном облике Синезия, о его склонности к уединению, о постоянных занятиях «философией возвышенного типа» и науками. Его научные интересы засвидетельствованы письмом к Гипатии (в этом письме впервые упоминается ареометр), одним из первых дошедших до нас описаний астролябии, а также работой по алхимии в форме комментария к псевдо-Демокриту. Неоплатоническая философия Синезия носила переходный, языческо-христианский характер.