Синодик


Сино́дик (от др.-греч. συνοδικός «соединяемый»), помя́нник или помина́льник — историческое название службы «чина православия», составленной в 843 году по случаю торжества православной веры над иконоборчеством и традиционно совершающейся в первое воскресение Великого поста[1]. Так же называется книга или список с перечислением имен умерших и живых для поминовения во время богослужения или в частной молитве.

Первоначально взятый из греческого «чина православия», список «пополнялся и изменялся согласно греческому тексту и на основании самостоятельных данных русской жизни». Ещё и в XIV веке он назывался Синодиком[2], но в дальнейшем утратил это название.

Находившийся в чине православия список для «вечной памяти» очень рано стал выделяться внутри него отдельным списком, который с течением времени стал намного превышать по объёму остальную часть текста службы и упоминался долгое время как «книга Синодик или помянник». Этот список стал употребляться для постоянного поминания умерших. Писцами слово «синодик» часто искажалось почти до неузнаваемости: «Сенодик», «Сенадик», «Сенедик», «Сенаник», «Сенадник» и даже «Цинодик». Иногда слово «синодик» заменялось словом «лития», — по его церковно-богослужебному назначению.

Кроме церковных, имели распространение личные или семейные поминальники (к ним, в частности, относится и «Синодик опальных царя Ивана Грозного»), которые часто назывались «Вседенник».

В XVII веке появились книги, в которых в дополнение к спискам умерших помещались тексты, в которых разъяснялись вопросы загробного бытия: о необходимости поминовения усопших, о пользе покаяния, о тщетности всего земного и др. Такие «предисловия» стали выпускаться без поминальной части (с начала XVIII века — и в виде лубочной литературы), а поминальная часть превратилась в особые поминальные книжки.