Moog


Moog («Муг») — модульный синтезатор, разработанный американским инженером Робертом Мугом. Муг представил свой синтезатор в 1964 году, после чего его компания R. A. Moog Co. (позже известная как Moog Music) произвела множество моделей в период с 1965 по 1981 год. Производство возобновилось с 2014 года. Moog был первым синтезатором, имевшим коммерческий успех, и во многом определил облик и функциональность аналогового синтезатора, каким он известен сейчас[1][2][3][4][5][6].

К 1963 году Муг уже несколько лет разрабатывал и продавал терменвоксы. Он начал разработку синтезатора Moog в ответ на спрос на более практичное и доступное электронное музыкальное оборудование, руководствуясь предложениями и запросами таких композиторов, как Херб Дойч, Ричард Тейтельбаум, Владимир Усачевский и Венди Карлос. Основным нововведением Муга стал генератор, управляемый напряжением. Он также разработал некоторые фундаментальные концепции для синтезаторов, такие как модульность и ADSR-огибающая.

Синтезатор Moog состоит из отдельных модулей, таких как управляемые напряжением генераторы, усилители, фильтры, генераторы ADSR-огибающей, генераторы шума, кольцевые модуляторы, триггеры и микшеры — все эти модули могут соединяться посредством патч-кордов и комбинироваться для получения нужного звучания. Управлять модулями можно посредством клавиатуры, джойстиков, ленточных тактильных контроллеров, педалей и секвенсоров.

Синтезатор Moog приобрел широкую популярность благодаря альбому Switched-On Bach (1968) — бестселлеру из композиций Баха в аранжировке Венди Карлос для синтезатора Moog. В конце 1960-х Moog начал широко использоваться рок- и поп-исполнителями, включая The Doors, The Grateful Dead, The Rolling Stones и The Beatles. На пике популярности Moog стал знаковым инструментом прогрессив-рока 1970-х, его использовали Yes, Tangerine Dream, Emerson, Lake & Palmer. Благодаря своей способности имитировать струнные и духовые инструменты, Moog сократил приглашение на запись сессионных музыкантов, чем вызвал их большое недовольство и даже требование профсоюза запретить синтезатор Moog.

В 1970 году компания Moog Music выпустила портативную модель Minimoog, которая завоевала огромную популярность.

В начале 1960-х годов технологии создания электронной музыки были непрактичными и использовались в основном композиторами-экспериментаторами для создания музыки, далекой от мейнстрима. В 1963 году американский инженер Роберт Муг, который проектировал и продавал терменвоксы, встретился с композитором Хербом Дойчем на торговой ярмарке Ассоциации школьной музыки штата Нью-Йорк. Дойч создавал электронную музыку, используя терменвокс, магнитофон с бобинами и однополосный генератор. Этот процесс включал склейку ленты и другие трудоемкие операции. Признавая потребность в более практичном и функциональном оборудовании, Муг и Дойч пришли к идее «портативной студии электронной музыки».