Синтетическое жидкое топливо


Синтети́ческое жи́дкое то́пливо — горючие жидкости, синтезируемые (искусственно получаемые синтетическим путём) из смеси газов (CO и H2), применяемые в качестве моторного топлива для двигателей внутреннего сгорания[1]. В настоящее время производится в ограниченном количестве.

Исследования по синтезу жидкого моторного топлива начались в Германии ещё до Первой мировой войны. В 1915 году Фридрих Бергиус построил первый опытный завод по производству синтетического топлива в Рейнау[нем.], близ Мангейма. За разработку своего метода производства синтетического топлива, получившего впоследствии название «бергинизация», Бергиус и президент IG Farbenindustrie Карл Бош в 1931 году получили Нобелевскую премию в области химии. Второй базовый метод получения синтетического топлива был к 1926 году разработан Францем Фишером и Хансом Тропшем. Первым заводом, на котором началось производство синтетического топлива в промышленных масштабах, стал завод в городе Лойна (отсюда термин «лойна-бензин»). Себестоимость этого топлива была очень высокой и производить его было экономически невыгодно, однако после прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году они избрали курс на автаркию, то есть на уменьшение зависимости Германии от импорта. Это имело важнейшее значение для подготовки к войне. В 1936 году была утверждена программа по шестикратному увеличению производства синтетического топлива. В 1938 году начали работать первые 7 заводов, работающих по методу бергинизации (к концу года они дали 1,6 млн. тонн топлива), а в следующем году — ещё 7 заводов, работающих по методу Фишера-Тропша, на буром угле. Все заводы быстро вышли на запланированную производственную мощность. Доля синтетического топлива в общем топливном балансе Германии стала стремительно возрастать и уже в 1940 году производство синтетического топлива покрыло более трети всей потребности Германии в топливе[2].

Таким образом, нацистская Германия во время Второй мировой войны в значительной степени удовлетворяла свои нужды в моторном топливе за счёт создания собственных производственных мощностей по переработке угля в жидкое топливо. Органический синтез осуществлялся в присутствии катализатора на основе кобальта, при температуре +170…200°С и давлении 0,1—1 Мн/м2 (1—10 am). На выходе получали:

В дальнейшем технология совершенствовалась, а синтез с применением в качестве катализатора соединения на основе железа, который проводился при температуре свыше +220°С, в условиях повышенного давления 1—3 Мн/м2(10—30 am) позволил получать на выходе высокооктановый бензин. Бензин, синтезируемый по этой технологии, содержал 60—70% олефиновых углеводородов нормального и разветвлённого строения, а его октановое число достигало 75—78.