Синхронизатор (автомобиль)


Синхронизатор — элемент конструкции коробок передач механической схемы на валах и шестернях постоянного зацепления, предназначенный для синхронизации угловых скоростей блокировочной муфты и шестерни при включении передачи. Является составной частью блокировочной муфты. Не обязательный элемент конструкции, и принципиальная работа коробок передач вышеупомянутой механической схемы возможна и без синхронизаторов.

Распространение получили две принципиальные конструкции синхронизаторов: с промежуточным коническим отдельным бронзовым кольцом (пример — ВАЗ-2108), и с коническим бронзовым кольцом, подвижно закреплённым на муфте (пример — ЗИЛ-130).

Независимо от конкретной конструкции синхронизатора торец шестерни имеет наружную коническую поверхность, а кольцо синхронизатора имеет внутреннюю коническую поверхность. При движении муфты к шестерне муфта сначала прижимает бронзовое кольцо синхронизатора к конической поверхности зубчатого колеса. За счёт возникающей в этом месте силы трения, зубчатое колесо начинает притормаживаться (или наоборот, разгоняться, если оно вращалось медленнее муфты), и в конце концов их угловые скорости уравниваются. Теперь, когда в подвижной системе координат зубчатое колесо, кольцо синхронизатора и муфта становятся неподвижны относительно друг друга, условие для безударного соединения муфты и зубчатого колеса является выполненным. Далее муфта продолжает движение вперёд и осуществляет сцепление с зубчатым колесом с помощью зубчатых венцов — на ней и на колесе.

Слабым местом любого синхронизатора является значительная сила трения на сравнительно малой площади конусной поверхности бронзового кольца, что вызывает его износ. Для увеличения срока службы колец их часто делают состоящими из двух или трёх бронзовых конусов.