Сиракаба


«Сиракаба» (яп. 白樺, «Белая берёза») — группа японских писателей, сформировавшаяся в начале XX века вокруг выпускников токийской Школы пэров[1]. Своё название получила под влиянием на её членов русской литературы, прежде всего творчества Льва Толстого[2]. В «Сиракаба» входили такие писатели, как Наоя Сига, Санэацу Мусянокодзи, Такэо Арисима, Тон Сатоми и Янаги Мунэёси[2].

По словам литературоведа Хонды Сюго, «Среди писателей группы „Сиракаба“ были две точки зрения на смысл их деятельности: „самоусовершенствование“ (всё, что есть во мне, я создаю сам) и точка зрения важности общественного характера деятельности человека»[3].

Издаваемый в 1910—1923 годах молодыми авторами одноимённый журнал («Сиракаба») сыграл большую роль в деле знакомства японцев с западным искусством: там появились материалы о творчестве таких художников, как Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Огюст Ренуар, Огюст Роден и Поль Сезанн, публиковались заметки о крупных писателях — Генрике Ибсене, Морисе Метерлинке, Фридрихе Ницше, Ромене Роллане, Льве Толстом[4][5].

Журнал «Сиракаба» достиг пика популярности в 1918 г., но после Великого землетрясения Канто прекратил свое существование.

Творчество самих японских авторов получало разные оценки. В то время как Нацумэ Сосэки видел в них идущее на смену поколение, Тёко Икута полагал, что те и близко не подошли к уровню критикуемой ими же натуралистической школы[6].