Систематическая теология (Тиллих)


«Систематическая теология» (англ. Systematic theology) — фундаментальный труд по христианской догматике в духе неоортодоксии и экзистенциализма протестантского теолога Пауля Тиллиха, опубликованный в трёх томах в 1951—1963 гг.

Тиллих критикует христианский фундаментализм и протестантскую ортодоксию за игнорирование фактора «ситуации» (контекста современности). Он полагает, что теология должна держать средний путь между потребностями современности и истинами веры («керигма»)[1]. Уклон в любую из сторон вреден. При этом Тиллих опирается на реформаторское богословие Карла Барта и защищает его. Теологию Тиллих определяет как «методическое изложение содержания христианской веры». На вопрос соотношения теологии и науки (и философии) автор подчеркивает, что в теологии не может быть научной отстраненности от предмета. Теолог необходимо захвачен предметом веры. В отличие от философа теолог служит не всеобщему, а конкретному («логосу во плоти»). Основным источником теологии по Тиллиху является Библия, но не отрицает он важности как «деноминационной традиции», так и «культурной традиции». При этом Тиллих критикует Шлейермахера за абсолютизацию религиозного опыта, замечая, что опыт не источник, а проводник истины. В сердцевине Библии лежит послание об «оправдании верой». По мысли Тиллиха теология может и должна быть рациональной, поскольку она интерпретирует Откровение на языке своего времени, часто заимствуя философские и научные термины. Поэтому помимо «экзистенциальной чистоты» (веры) необходима «семантическая ясность» (разум). Вместе с тем теологии свойственны и «парадоксальные постулаты» (диалектика), и «дедуктивная система христианской истины» все же невозможна (в силу её «экзистенциального характера»).